Вы здесь

Шекспир Уильям

Фото Шекспир Уильям

ШЕКСПИР УИЛЬЯМ (1564-1616) - английский дра­матург и поэт.

Уроженец провинциально­го города Стратфорд-он-Эйвон. Вырос в семье ремес­ленника и торговца Джона Шекспира. В стратфордской грамматической школе Шекс­пир учился с 7 до 14 лет. Ухуд­шившееся материальное поло­жение отца вынудило будущего поэта оставить школу и помо­гать семье.

Около 1585 года молодой человек отправился в Лондон,
где, сменив несколько профессий, решил стать актером. В 1599 году он стал одним из пайщиков только что созданного театра «Глобус».

Как драматург Шекспир начал выступать с 90-х годов XVI века. Исследователи считают, что сначала он обраба­тывал уже существовавшие пьесы и лишь затем перешел к созданию своих собственных произведений. Впрочем, мно­гие драмы Шекспира являются оригинальными переделка­ми более древних пьес.

Наследие Шекспира составляют 154 сонета, несколько небольших поэм и тридцать семь пьес. Наиболее известны комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Много шума из ничего» (1598), «Как вам это понравится» (1599), «Двенад­цатая ночь» (1600), исторические хроники «Ричард III»

1593) и «Генрих IV» (1597), трагедии «Ромео и Джульетта» (1595), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Буря» (1612).

Величайшей трагедией Шекспира является «Гамлет» (1601), или «Трагическая история о Гамлете, принце дат­ском» (см. «Гамлет»), В этой трагедии отразился истори­ческий парадокс, заключавшийся в том, что эпоха Возрож­дения, раскрепостившая личность, явилась началом перехода к новому общественному укладу — капиталисти­ческому.

Распадение феодальных связей породило величайший расцвет освобожденной мысли и живого искусства. Но на смену феодальному миру шел мир капиталистический, несший новое рабство для народа, новые оковы для мысли. Гуманисты той эпохи могли только мечтать о счастье человечества, они могли толковать жизнь, но создать это счастье, изменить жизнь они были бессильны. Они созда­вали утопию.

Разлад между мечтой и действительностью порождал в них «гамлетовскую» скорбь.

В основе каждой пьесы Шекспира — яркое и значи­тельное событие, раскрываемое в движении от начала до развязки. Каждая сцена, взятая в отдельности, содержит свой драматизм. Герои Шекспира не жертвы обстоятельств, они сами создают обстоятельства, решающие их судьбу. Они направляют свою волю и душевные силы на опреде­ленные цели; выдвижение человека в центр делает менее значительным фактором конкретную обстановку события. Театр Шекспира — театр человека, а фоном для него является как подлинная действительность, так и более или менее вымышленный мир.

У Шекспира нет недоговоренностей, невыраженных подтекстов. Ему присуща манера «выворачивать наружу внутреннюю жизнь», и не только ее, — смысл происходя­щих событий освещается в речах персонажей.

Все средства выразительности служат Шекспиру для воплощения комического или трагического в жизни. Он выговаривает все, но вместе с тем возбуждает воображение зрителей и читателей, предоставляя им многое домысли­вать.

Пьесы Шекспира не сходят с театральных подмостков на протяжении нескольких столетий: огромный поэтичес­кий дар Шекспира, бескомпромиссность в постановке и решении им острейших проблем и напряженных нравст­венных конфликтов не могут устареть.

«Душа нашего века, чудо нашей сцены, он принадле­жит не одному веку, но всем временам», — писал о Шекс­пире его младший современник, английский драматург Бен Джонсон.

Предмет: