Вы здесь

Шолохов Михаил Александрович

Фото Шолохов Михаил Александрович

(1905—1984) — прозаик, публицист.

Мать Шолохова — из крес­тьянской семьи, отец — выхо­дец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, уп­равляющим паровой мельни­цей. Шолохов учился в церков-но-приходской школе и гимназии. Участвовал в граж­данской войне, служил в прод­отряде.

В конце 1922 года он при­езжает в Москву. Работает груз­чиком, чернорабочим, дело­производителем. В 1924 году в журналах появляются рас­сказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926).

Темы ранних рассказов — гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социаль­ных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали заметным явлением в советской литературе первой поло­вины 20-х годов. Умение раскрыть правду действительнос­ти в острых общественных и бытовых конфликтах, проник­новенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахаленок», «Председатель Рев­военсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина» (1926).

В 1924 году Шолохов возвращается на Дон в станицу Вешенская, где живет постоянно. Здесь он начинает писать «Тихий Дон» (1928—1940) — роман, принесший писателю мировую известность. Это произведение изображает дон­ское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции. (См. «Тихий Дон»),

«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912-1922); «Поднятая целина» (1932-1960) пове­ствует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни. (См. «Поднятая целина»).

Во время Великой Отечественной войны Шолохов — военный корреспондент. Уже в первые месяцы войны были опубликованы в периодической печати и вышли отдельны­ми изданиями его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Широкую известность приобрел рассказ «Наука не­нависти» (1942). В 1943—1944 годах начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вари­ант — 1969).

Стремление к эпическому постижению судеб наро­ да—в самой природе таланта Шолохова. Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композицион-ный и эмоционально-стилевой строй незаконченного ро­мана «Они сражались за Родину». Контрастные чередова­ния картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боев позволяют писателю воссо­здать единый облик воюющего народа.

Рассказ «Судьба человека» (1956—1957) стал заметным явлением в литературе (см. «Судьба человека»). Трагическая история жизни взята в ее связи с событиями войны — историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что дает возможность осмыслить чело­веческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовмес­тимость мира и фашизма. Эта сложная, историческая ос­нова определила и поэтику рассказа. Отчетливо выделяют­ся ведущие образы-лейтмотивы (дорога автора — дорога героя — судьба человека на дорогах войны и т.п.), свободно чередуются голоса героя-рассказчика и автора-повествова­теля. Судьба Андрея Соколова воплощает не только страш­ное зло войны, сквозной жизнеутверждающий мотив рас­сказа — вера в доброе, человеческое, утверждение подвига.

После войны Шолохов опубликовал ряд публицисти­ческих произведений: «Слово о Родине», «Борьба продол­жается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачом от суда народов!» (1950) и другие, в которых он выступает против идеологов «холодной войны».

Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это прежде всего связь писателя с народом. Книга — дело «выстраданное», говорил Шолохов на 2-м съезде писате­лей. Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была, о том, что к оценке художественного произведения надо подходить прежде всего с точки зрения исторической правдивости. По мысли Шолохова, право на жизнь сохраняет только то искусство, которое служит ин­тересам народа.

«Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу», — сказал он в речи после вручения ему Нобелев­ской премии (1965 г.).

Одна из самых существенных черт таланта Шолохо­ва — его умение видеть в жизни и воспроизводить в искус­стве все богатство человеческих эмоций — от трагической безнадежности до веселого смеха.

Вклад писателя в мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы.

В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX веков, им были открыты новые связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. Для Шолохова характерно представление об универсаль­ности жизни; триединство его поэтики: человек — обще­ство — природа — выражает одну из особенностей циви­лизации, гуманистическое направление всего его творчества.

Предмет: