(1905—1984) — прозаик, публицист.
Мать Шолохова — из крестьянской семьи, отец — выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. Шолохов учился в церков-но-приходской школе и гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде.
В конце 1922 года он приезжает в Москву. Работает грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем. В 1924 году в журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926).
Темы ранних рассказов — гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали заметным явлением в советской литературе первой половины 20-х годов. Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахаленок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина» (1926).
В 1924 году Шолохов возвращается на Дон в станицу Вешенская, где живет постоянно. Здесь он начинает писать «Тихий Дон» (1928—1940) — роман, принесший писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции. (См. «Тихий Дон»),
«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912-1922); «Поднятая целина» (1932-1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни. (См. «Поднятая целина»).
Во время Великой Отечественной войны Шолохов — военный корреспондент. Уже в первые месяцы войны были опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Широкую известность приобрел рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943—1944 годах начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант — 1969).
Стремление к эпическому постижению судеб наро да—в самой природе таланта Шолохова. Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композицион-ный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину». Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боев позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.
Рассказ «Судьба человека» (1956—1957) стал заметным явлением в литературе (см. «Судьба человека»). Трагическая история жизни взята в ее связи с событиями войны — историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что дает возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма. Эта сложная, историческая основа определила и поэтику рассказа. Отчетливо выделяются ведущие образы-лейтмотивы (дорога автора — дорога героя — судьба человека на дорогах войны и т.п.), свободно чередуются голоса героя-рассказчика и автора-повествователя. Судьба Андрея Соколова воплощает не только страшное зло войны, сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа — вера в доброе, человеческое, утверждение подвига.
После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачом от суда народов!» (1950) и другие, в которых он выступает против идеологов «холодной войны».
Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это прежде всего связь писателя с народом. Книга — дело «выстраданное», говорил Шолохов на 2-м съезде писателей. Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была, о том, что к оценке художественного произведения надо подходить прежде всего с точки зрения исторической правдивости. По мысли Шолохова, право на жизнь сохраняет только то искусство, которое служит интересам народа.
«Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу», — сказал он в речи после вручения ему Нобелевской премии (1965 г.).
Одна из самых существенных черт таланта Шолохова — его умение видеть в жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих эмоций — от трагической безнадежности до веселого смеха.
Вклад писателя в мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы.
В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX веков, им были открыты новые связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. Для Шолохова характерно представление об универсальности жизни; триединство его поэтики: человек — общество — природа — выражает одну из особенностей цивилизации, гуманистическое направление всего его творчества.