Вы здесь

Жуковский Василий Андреевич

Фото Жуковский Василий Андреевич

ЖУКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

(1783-1852) — поэт, переводчик.

Первоначальное образова­ние Жуковский получил в семье Буниных, где рос на пра­вах воспитанника, затем обу­чался в тульском частном пан­сионе, а в 1792 году его определили в Главное народное училище. Исключенный из училища «за неспособность», Жуковский продолжал обуче­ние в тульском доме В.А.Юш-ковой (сводной сестры и крест­ной матери будущего поэта). В доме Юшковых он впервые приобщился к литературному творчеству. Для постановки на домашней сцене им были сочинены трагедия «Камилл, или Освобождение Рима» и пьеса «Павел и Виргиния» (пьесы эти не сохранились и известны лишь в пересказах).

В 1797 году Жуковский был определен в Благородный пансион при Московском университете. Пребывание в пансионе (1797-1800) — важнейший период творческого

формирования будущего поэта. Жуковский успешно ос­ваивает учебную программу, усердно изучает языки, про­ходит основательную литературную подготовку.

Написанные во время учебы сочинения Жуковского носят подражательный характер, но свидетельствуют о вкусе и даровании юного поэта, который взял за образец творчество корифеев русского классицизма — Ломоносова и Державина.

1802—1807 годы Жуковский проводит в родных краях, изредка приезжая в Москву для устройства своих литера­турных дел, потому что основным заработком поэта были переводы.

Этот период характерен тем, что поэт пробует свои силы в жанре военно-патриотического гимна, басни, опи­сательной поэмы. Но на первый план в его поэтическом творчестве выдвигается элегия. Первая элегия Жуковского «Сельское кладбище», как считал сам поэт, стала началом его самостоятельной литературной деятельности. С ней связан первый успех, признание у читателя, широкая ли­тературная известность.

Поэтические образы, богатство звуковой гармонии стиха, изысканность его мелодического рисунка, богатство ритмики — эти особенности дарования Жуковского полу­чают дальнейшее развитие в элегии «Вечер» (1806). Здесь легко угадываются окрестности родных мест поэта, в раз­мышлениях автора находят отражение реальные события его жизни, пережитые им испытания и утраты. Выбор этого жанра означает переход автора на позиции романтизма. Постепенно элегия получает у Жуковского более отчетли­вые признаки жанра национально-русского, а текст насы­щается острым социальным (и даже политическим) содер­жанием.

Участие Жуковского в журнале «Вестник Европы» становится особым этапом его творческой деятельности. Он пишет много критических статей — «Письмо из уезда к издателю» (1808), «Писатель в обществе», «О новой книге» и др. В журнале поэт выступает с циклом критичес­ких этюдов, имеющих программное значение («О басне и баснях Крылова», «Критический разбор Кантемировских сатир с предварительным рассуждением о сатире вообще» (1810) и др.).

Важное значение для становления и развития русского романтизма имели балладные опыты Жуковского, которо­му принадлежит заслуга утверждения этого жанра в русской поэзии. Поэт стремился создать балладу собственно рус­скую и даже простонародную («Людмила» (1808), «Светла­на» (1808-1812), «Двенадцать спящих дев» (1817).

Связь поэзии с общественно-политическими события­ми нашла отражение в военно-патриотической лирике Жуковского (1800-1810 гг.). Откликом на Аустерлицкое сражение стала «Песня над гробом славян-победителей», трагический реквием русским воинам, павшим в войне с Наполеоном. Отечественная война 1812—1814 годов также нашла отражение в лирике поэта.

В 1812 году Жуковский в чине поручика был зачислен в Московское ополчение и вместе со своим полком (а потом с Главным штабом, куда он перешел на службу) проделал всю военную кампанию 1812 года. Самое значи­тельное произведение этой поры — «Певец во стане рус­ских воинов» (1812) — получило широкое распространение в русской армии.

Жуковский не ограничился ролью свидетеля и лето­писца Отечественной войны, славой поэта-воина, а высту­пил и в качестве военного корреспондента.

После тяжелой болезни Жуковский выходит в отставку (1813), объясняя это тем, что теперь «война не внутри, а вне России».

Дальнейший период жизни и творчества Жуковского связан с Петербургом, куда он окончательно переселяется в 1817 году. Переезд этот означал более активное участие поэта в столичной культурной жизни и вместе с тем стал началом службы при дворе и учебно-педагогической дея­тельности Жуковского.

Жуковский принимал активное участие в судьбе мно­гих литераторов, артистов, художников, пострадавших от произвола властей, хлопотал перед царем за декабристов, добиваясь смягчения их участи, помогал женам осужден­ных декабристов. По образному выражению П.А.Вяземско­го, Жуковский был «представителем русской образован­ности перед троном безграмотным».

Велика и разнообразна та помощь, которую Жуков­ский оказывал Пушкину: поддерживал его в годы гонений и ссылки (1824—1826), неоднократно заступался за него перед царем, улаживал намечающиеся между ними кон­фликты (например, «дело» об отставке Пушкина 1834 г.). В ноябре 1836 года усилиями Жуковского была предотвра­щена первая дуэль Пушкина с Дантесом. После трагичес­кого поединка в 1837 году Жуковский стал душеприказчи­ком умирающего поэта, затем принял на себя заботы о его семье и о его рукописном наследии.

Участие в делах трагически погибшего Пушкина углу­било внутренний разлад Жуковского с двором и царской фамилией. Получив почетную отставку в 1841 году, Жуков­ский принял решение переселиться в Германию. До пос­ледних дней своей жизни Жуковский жил в различных городах Германии, не прерывая своих связей с родиной.

Последнее десятилетие творческой жизни Жуковского отмечено активной переводческой деятельностью, широ­ким интересом к народному эпосу не только европейских, но и восточных народов («Руставели и Зораб» (1846—1847), «Одиссея» (1849).

Жуковский явился автором нескольких стихотворе­ний, написанных им специально для самых маленьких детей, — «Жаворонок», «Птичка», «Котик и козлик», сказ­ки «Мальчик с пальчик».

Для юношества Жуковский перевел из Ламот Фуке «старинную повесть» «Ундину». В числе замечательных переводов — «Шильонский узник» Байрона (1822) и дра­матическая поэма Шиллера «Орлеанская дева» (1817— 1821).

Последним творением Жуковского стало стихотворе­ние «Царскосельский лебедь» (1851), в образной форме воссоздающее трагедию поэта, пережившего свое поколе­ние и ощущающего одиночество в новую историческую эпоху.

Предмет: