Сын хирурга, бедного идальго. Учился в колледже иезуитов в г.Вальядолид (1557— 1561), затем в Мадриде. В свите папского легата Сервантес переехал в 1569 году в Италию, но в следующем году уже числился солдатом испанской армии. Отличился в морской битве европейского флота с турками при Лепанто (7 октября 1571 года), где был ранен в грудь и левую руку, оставшуюся парализованной, «к вящей славе правой».
Возвращаясь морем на родину в 1575 году, Сервантес был захвачен пиратами и продан в рабство алжирскому паше. Четыре ежегодные попытки бегства были неудачны; только в 1580 году его выкупили миссионеры.
В Мадриде Сервантес написал пасторальный роман «Галатея» (1585), доставивший ему известность, и «двад-цать-тридцать драм, представленных в Мадриде без свистков и скандалов» (по позднейшему свидетельству автора), но без большого успеха.
Мизерность литературного заработка вынудила Сервантеса «оставить перо и комедию» и переехать в Севилью (1587) для работы комиссаром по закупке провианта для «Непобедимой Армады», позже — сборщиком недоимок. Гражданская служба (до 1603 года) была не более удачной, чем армейская; трижды Сервантес попадал в тюрьму (1592, 1597, 1602). Но годы пребывания в крупнейшем порте мировой империи и соприкосновение с разными общественными кругами сказались в последнем, более реалистичном периоде его творчества.
Новый период открылся первой частью «Дон Кихота» (1605), начатой еще в севильской тюрьме в 1602 году, — во многом как итог личной жизни, полной героических дерзаний и катастрофических неудач. В 1615 году Сервантес опубликовал вторую часть «Дон Кихота». Он издал «Назидательные новеллы» (1613), поэму «Путешествие на Парнас» (1614), интересную оценками творчества современников и личными признаниями; сборник «Новые восемь комедий и интермедий» (1615); на смертном одре закончен роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды» (1617).
Нищета и унижения по-прежнему преследовали Сервантеса и его семью; перед смертью он принял посвящение в монахи и был похоронен за счет братства. Могила Сервантеса затерялась. Портрет его, если и существовал, тоже до нас не дошел; обычно прилагаемое к его сочинениям изображение выполнено в 1738 году английским художником У.Кентом согласно описанию самого Сервантеса в Прологе к «Назидательным новеллам».
Литературное наследие Сервантеса весьма неравноценно. Помимо панегирических, сатирических и любовных стихов на случай (оды, романсы, сонеты), небольшой интерес сохранила незаконченная «Галатея», повесть об идеальных влюбленных («пастухов лишь по одежде»), согласно авторской ремарке.
Из всех произведений, созданных Сервантесом, испытание временем выдержал роман «Дон Кихот», названный автором «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (I ч. — 1605, II ч. — 1615). По-разному воспринимали героев этого романа, чудаковатого рыцаря Дон Кихота и его верного оруженосца Санчо Пансу, но неизменно они оставались удивительно живыми. Время не властно над ними, оно не состарило их, не превратило в музейные экспонаты.
Задумав написать пародию на рыцарский роман, Сервантес все время сталкивал читателя с чертами и ситуациями такого произведения, только «вынутыми» из волшебной романтической среды и перенесенными в повседневную, достаточно прозаическую обстановку Испании начала XVII века. Это постоянно приводит к комическим эффектам.
Главным украшением рыцарского романа всегда был знатный молодой рыцарь, красивый, сильный, влюбленный, сокрушающий полчища врагов, побеждающий чародеев и великанов. В романе Сервантеса его место занимает захудалый ламанчский идальго Алонсо Кехано, все имущество которого заключалось в «фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке». Этот идальго не знатен, не молод, не красив. Однако, начитавшись рыцарских романов, он решил стать странствующим рыцарем и совершать беспримерные подвиги.
За этим следует рассказ о том, как Алонсо Кехана назвал себя громким именем Дон Кихот Ламанчский, облекся в рыцарские доспехи, избрал себе даму сердца и, оседлав боевого коня, отправился на поиски приключений. Но доспехи его были ветхими и ржавыми, конь представлял собой жалкую клячу, а владычицей его сердца, за неимением принцессы, стала деревенская девушка из ближайшего селения Тобосо, которую Дон Кихот торжественно наименовал Дульсинеей Тобосской. Вскоре у Дон Кихота появился оруженосец, который столь же мало походил на оруженосцев из рыцарских романов.
Мирный землепашец Санчо Панса не отличался безумной отвагой, и молчаливость, столь украшавшая совершенных оруженосцев, вовсе не являлась его добродетелью.
Нелепы и часто смехотворны «подвиги» Дон Кихота, который хотел видеть и видел мир таким, каким его изображали рыцарские романы. Постоялый двор представлялся ему замком с четырьмя башнями и блестящими серебряными шпилями, заурядные женщины — знатными обитательницами замка, толедские купцы — странствующими рыцарями, ветряные мельницы — многорукими великанами и т.д. Не удивительно, что жизнь щедро награждала Дон Кихота тумаками и затрещинами. А он, несмотря ни на что, продолжал пребывать в волшебном мире, созданном его воображением, объясняя свои неудачи кознями могущественных чародеев. Это позволяло Сервантесу все дальше разматывать клубок удивительных похождений злополучного идальго и тем самым умножать удары, наносимые рыцарскому роману. Осмеивая такие произведения, он расчищал путь литературе содержательной, правдивой, близкой «к природе», к жизни.
Конечно, «Дон Кихот» не только сплошное обличение рыцарских романов. Если бы значение книги ограничивалось этим, она не смогла бы триумфально пройти через века. Рыцарские романы давно уже отошли в область преданий, а «Дон Кихот» продолжает жить. Он не только забавляет читателя, но и волнует. Это глубоко человечная книга, одно из самых значительных созданий эпохи Возрождения.
В качестве человека, лишенного всякого чувства действительности, ламанчский чудак стал под пером гениального испанского писателя типическим воплощением «дон-кихотизма», за которым скрывается очень реальное жизненное содержание. Дон Кихоты появлялись в разные века и у разных народов. Донкихотизм возможен и в частной, и в общественной жизни. С ним можно встретиться и в политике, и в искусстве, и в науке.
Но Дон Кихот не совсем одинок. У него был верный спутник Санчо Панса. Вместе они разъезжали по Испании, деля между собой и пинки, и улыбки фортуны. Санчо — удивительно колоритная фигура. Мало кому из писателей эпохи Возрождения удалось так живо и привлекательно изобразить человека из народа. Санчо — бедный землепашец. Надеясь разбогатеть, он согласился стать оруженосцем ламанчского рыцаря.
На первый взгляд кажется, что нет людей более различных, чем Дон Кихот и Санчо Панса. Все в них различно: характеры, стремления и даже внешний вид. Тощий, длинный, с вытянутым лицом («в полмили длиною») Дон Кихот на тощей кляче и приземистый, плотный, коренастый Санчо на ослике. Такими их знает весь мир.
И все же они были поистине неразлучны. Они любили и уважали друг друга, хотя иногда между ними вспыхивали и размолвки. Но было еще и нечто более важное, что внутренне роднило героев романа. Это была их большая человечность, или, может быть, точнее сказать — присущее им чувство социальной справедливости.
Сервантесу удалось создать поистине грандиозное произведение, в котором глубина мысли сочетается с эпическим размахом, а сила и значительность художественного обобщения — с точностью реалистического рисунка. В.Г.Белинский имел основание утверждать, что «Дон Кихотом началась новая эра искусства — нашего, новейшего искусства». По словам критика, Сервантес «нанес решительный удар идеальному направлению романа и обратил его к действительности... все лица его романа — лица конкретные и типические. Он более живописал действительность, нежели пародировал устарелую манеру писания романов, может быть, вопреки самому себе, своему намерению и цели».
Ф.М.Достоевский писал, что «это книга великая, не такая, какие теперь пишут; такие книги посылаются человечеству по одной в несколько сот лет». Он считал, что «знакомство с этой величайшей и самой грустной книгой из всех, созданных гением человека, несомненно возвысило бы душу юноши великою мыслию, заронило бы в сердце его великие вопросы и способствовало бы отвлечь его ум от поклонения вечному и глупому идолу средины, вседо-вольному самомнению и пошлому благоразумию. Эту самую грустную из книг не забудет взять с собой человек на последний суд божий».