Вы здесь

Бальзак Оноре Де

Фото Бальзак Оноре Де

Его отец происходил из крестьянской семьи, позднее был чиновником и некоторое время занимал пост помощника мэра г. Тура. Фамилию Бальса он изменил на более звучную, дворянскую — де Бальзак. В 1814 году семья переехала в Париж. После окончания част­ных школ Бальзак продолжил свое образование в Школе прав. Одновременно слушал лекции по литературе в Сорбонне. Окончив в 1819 году Школу

прав, Бальзак отказался от юридической деятельности и заявил родителям о своем желании попробовать силы на литературном поприще.

Первым произведением, принесшим Бальзаку извест­ность, был исторический роман «Шуаны» (1829), посвя­щенный событиям недавнего прошлого — подавлению контрреволюционного мятежа в Бретани в 1799 году. С тех пор в течение двадцати лет, работая по 15—16 часов в сутки, он создавал свой эпический цикл, который должен был состоять из 150 произведений. Он должен был стать, по мысли автора, художественным исследованием всей «соци­альной действительности» его времени. Написано было 96 произведений. Но и в незавершенном виде «Человеческая комедия» — величайшее создание художественного гения, всеобъемлющая панорама человеческих судеб, отношений, характеров, пристальное исследование жизни французско­го общества в период от Ватерлоо до революции 1848 года.

В предисловии к своей грандиозной эпопее Бальзак писал: «Огромный размах плана, охватывающего одновре­менно историю и критику общества, анализ его язв и обсуждение его основ позволяют, мне думается, дать ему то заглавие, под которым оно появляется теперь: «Челове­ческая комедия». В этом названии выражен замысел Баль­зака — создать произведение, которое имело бы такое же значение, какое имела для средневековья великая поэма Данте «Божественная комедия». Но божественному, потус­тороннему противопоставлялось у Бальзака земное, чело­веческое, кругам Дантова ада должны были противостоять круги социальной жизни.

В соответствии с художественной задачей Бальзак вы­делял в «Человеческой комедии» три основных раздела.

В первый входили «Этюды о нравах», которые, в свою очередь, подразделялись на шесть циклов: сцены частной жизни, парижской, провинциальной, военной, политичес­кой и деревенской жизни. Этот наиболее обширный раздел составляли произведения, рисующие жизнь, быт и нравы различных слоев французского общества, — «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-1835), «Утраченные иллюзии» (1837-1843), «Музей древностей» (1837), «Крес­тьяне» (1844) и другие произведения.

Во второй раздел были собраны «Философские этюды», которые должны были обобщать художественные открытия, сделанные в «Этюдах о нравах», выявить зако­номерности жизни, — «Шагреневая кожа» (1830-1831), «Поиски абсолюта» (1834) и др.

Наконец, «Аналитические этюды» должны были фор­мулировать законы, управляющие действительностью. По­нять и художественно осмыслить такое огромное количе­ство фактов и жизненного материала Бальзаку помогли его богатый опыт и умение превратить в объект исследования собственные неудачи.

Новелла «Гобсек» написана в 1830 году и входит в сцены частной жизни «Этюдов о нравах». Образ Гобсека, ростовщика-накопителя, — обобщение характерных черт частнособственнической психологии. Власть денег над че­ловеком, извращение отношений между людьми раскрыты автором с лаконизмом большого мастера. В этой новелле Бальзак не только вывел типичного буржуа эпохи накоп­ления капитала, но и показал, что дворянство к этой эпохе не приспособлено и обречено на гибель самим ходом истории.

Творчество Бальзака явилось важной вехой в истории мирового реалистического искусства. Один из существен­ных моментов бальзаковского реализма — стремление вос­создать целостную картину эпохи. Широта изображенной у Бальзака действительности беспримерна: жизнь Парижа, французской провинции, деревни. Бальзак создает галерею типических образов, в которых находят свое воплощение представители различных классов, сословий и профессий. Такую же важную роль играют для Бальзака и типичные обстоятельства. Поступки персонажей мотивированы за­нимаемым ими в обществе положением, целями, которые они преследуют.

Художественным новаторством Бальзака является не­обычайная историческая конкретность в воспроизведении картин общественной жизни любого периода, социально-бытовая детальность биографий и ситуаций.

Указывая в своих статьях на развитие в романе XIX века драматической формы, Бальзак придает композиции любого произведения характер напряженной драмы, под­нимаясь иногда до высокого трагизма.

Реализм Бальзака суров и беспощаден. Писатель прав­диво показывает, какое влияние оказывает жажда накопи­тельства и самый процесс обогащения на человека.

Предмет: