Вы здесь

Экологическое образование

В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т. п., но и для всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой при­родой происхождением, материальными и духовными потреб­ностями, но, в отличие от других организмов, эти связи приня­ли такие масштабы и формы, что это может привести (и уже приводит!) к практически полному вовлечению живого покро­ва планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного об­щества, поставив человечество на грань экологической ката­строфы.

Человек, благодаря данному ему природой разуму, стре­мится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть не­зависимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем не «вредных» для остального живого ми­ра!) и т. п. Поэтому человек, прежде всего, отличается от дру­гих видов тем, что взаимодействует с природой через создавае­мую им культуру, т.е. человечество в целом, развиваясь, со­здает на Земле культурную среду благодаря передаче из поко­ления в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К.Маркс, «культура, если она развивается стихий­но, а не направляется сознательно... оставляет после себя пус­тыню».

Остановить стихийное развитие событий помогут лишь зна­ния о том, как ими управлять, и в случае с экологией, эти зна­ния должны «овладеть массами», по крайней мере большей ча­стью общества, что возможно лишь через всеобщее экологиче­ское образование людей, начиная со школьной скамьи и закан­чивая вузом.

Экологические знания необходимы каждому человеку, что­бы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрас­ные города, развить настолько совершенные производитель­ные силы, которые смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждеб­но настроены друг к другу, и тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место. Как справедливо отметил амери­канский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг., «поиски исто­ков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приво­дят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса за­ключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом... и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми».

Таким образом, экологические знания позволяют осознать всю пагубность войны и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель людей и даже цивилизаций: это при­ведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего че­ловечества. Значит, важнейшее из экологических условий вы­живания человека и всего живого — это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.

Но было бы несправедливо строить всю экологию «вокруг» только человека. Да и собственно экология, как мы уже пока­зали выше, возникла для решения задач изучения взаимодей­ствия всего живого с неживой природой и организмов между собой. Человек — такой же организм, и изоляция его от жи­вотных и растений дикой природы существенно сказывается на его здоровье. Домашние животные и растения не могут полно­стью заменить дикую природу. Изменение, а тем более унич­тожение природной среды влечет за собой пагубные последст­вия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему убедиться в этом и принимать правильное решение с целью охраны природы, в том числе и на бытовом уровне. Они позво­ляют ему понять, что человек и природа — единое целое и пред­ставления о возможности господства над природой довольно призрачны и примитивны.

Экологически образованный человек не допустит «стихий­ного» отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бо­роться против экологического варварства, а если в нашей стра­не таких людей станет большинство, то они обеспечат нормаль­ную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации, преоб­разуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие, «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.

Отсюда следует, что в настоящее время остановить нару­шение экологических законов можно, только подняв на долж­ную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать прежде всего через образование, через изучение основ экологии. Что особенно важно для специали­стов в области наук технического направления, в первую оче­редь для инженеров-строителей, инженеров в области химии, нефтехимии, металлургии, машиностроения, пищевой и добы­вающей промышленности и т. д. Настоящий учебник и пред­назначен для широкого круга студентов, обучающихся в основ­ном по техническим направлениям и специальностям вузов. По замыслу авторов, он должен дать основные представления по главным направлениям теоретической и прикладной эколо­гии и заложить основы экологической культуры будущего спе­циалиста, основанной на глубоком понимании высшей ценно­сти — гармоничного развития человека и природы.

Предмет: