Вы здесь

Источники информации об использовании методов расчета ВВП и НД

Источники информации об использовании методов расчета

ВВП и НД.

На этапе перехода к рыночной экономике существенно меняются принципы и содержание статистического наблюдения, а следовательно, информационная база макроэкономических расчетов. На стадии экспе­риментальных расчетов первых блоков СНС (конец 80-х — начало 90-х годов) информационной базой послужили в первую очередь статисти­ческие и бухгалтерские отчеты, показатели выпуска и затрат, которые применялись в дореформенный период при составлении баланса народ­ного хозяйства. В качестве прямых источников информации для расчета сводных показателей СНС использовались:

• отчет о числе предприятий, численности занятых и продукции промышленности по отраслям;

• отчет о себестоимости промышленной продукции;

• годовые отчеты сельскохозяйственных предприятий, данные о производственно-техническом обслуживании сельского хозяйства;

• данные статистики капитального строительства об объемах капи­тальных вложений по отраслям;

• отчет подрядных строительных организаций о себестоимости строительно-монтажных работ;

• отчет о себестоимости геолого-разведочных работ;

• отчет о вводе в действие индивидуальных жилых домов;

• ежегодные переписи скота;

• отчет о жилищном фонде;

• отчет о доходах и расходах жилищного хозяйства (типа муниципального);

• данные статистики торговли о розничном товарообороте и об объеме реализации платных услуг;

• отчеты о продажах и ценах на городских (колхозных) рынках;

• отчеты о численности, фонде заработной платы (фонде оплаты труда), фонде материального поощрения, премиях и вознаграждениях рабочих и служащих;

• отчет о числе кооперативов и основных показателях их деятельности по видам;

• данные бюджетных обследований домашних хозяйств.

Для макроэкономических расчетов была востребована (а сейчас получила широкое распространение) статистика финансов предприятий (хозяйствующих субъектов) об использовании прибыли предприятий, социальных выплатах.

В реализации программы внедрения СНС в отечественную статис­тическую практику большое значение имела ведомственная статистика. В частности, оценки показателей нерыночных услуг, услуг финансового сектора экономики, образования, первичного и вторичного распределе­ния доходов, внешнеэкономических связей производились на основе:

• отчета об исполнении государственного бюджета (данные о направлении расходов, налогах, субсидиях, других платежах);

• отчета об основной деятельности Госстраха (данные о страховых платежах, страховых возмещениях и текущих затратах);

• сводного отчета Государственного банка (данные о процентах уплаченных и полученных, об оплате услуг банков и текущих затратах);

• отчета об исполнении бюджета социального страхования (данные о стоимости путевок на лечение и отдых, содержании санаториев и профилакториев, общеоздоровительных лагерей, о расходах на содержание аппарата);

• информации об экспорте и импорте товаров и услуг. Процессы разгосударствления и приватизации, бурное развитие частного предпринимательства, которое сопровождалось резким увеличением числа как зарегистрированных, так и незарегистрированных предприятий, включая малые и неакционерные хозяйственные единицы, находящиеся в семейной собственности, рост теневой экономики и незаконных операций обусловили дальнейшие изменения в существую­щих процедурах и методах сбора и обобщения данных, необходимость в разработке новых источников информации с использованием новых методов.

В существующие внешние и внутренние источники данных, применяемые при разработке основных счетов СНС, исчислении ВВП, входят: общегосударственный регистр предприятий и организаций; отчетность предприятий; ведомственная статистика (административные источники); переписи и обследования.

Общегосударственный регистр предприятий и организаций (ОГРПО) — инструмент получения минимума информации в условиях

перехода от сплошной отчетности преимущественно к несплошным формам статистического наблюдения, причем не только в режиме текущей статистики. По каждой единице собираются сведения о местоположении, отнесении к определенной отрасли, размере (количество занятых или объем продукции), а для предприятий, состоящих из нескольких предприятий меньшего размера, — ряд учетных данных, имеющихся на уровне подчиненных предприятий. Общегосударственный регистр становится базой для экономических переписей и выборочных обследований. Последние будут использоваться для получения детальной (один раз в 5 -7 лет) или оперативной информации, необходимой прежде всего для расчета показателей, характеризующих деятельность малого бизнеса, а также для оценки теневой экономики.

Отчетность предприятий — это важный источник информации, необходимой для расчета ВВП, других показателей СНС. В этой связи центральными являются показатели, отражающие финансовую деятель­ность предприятий (организаций). Это, прежде всего, отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и отчет по от­дельным показателям финансовой деятельности (по большой группе предприятий и организаций, за исключением малых предприятий, бюд­жетных организаций, банков, фермеров; по последним разработаны специальные формы отчетности). Отчетность предприятий — базовый массив информации для расчетов макроэкономических показателей (круг охвата — средние и крупные предприятия, предприятия отраслей материального производства и нефинансовых платных услуг).

Ведомственная статистика (административные источники) охватывает отчетность органов государственного управления, отчетность Центрального банка, таможенную статистику, а также статистику ряда других ведомств.

Данные об исполнении государственного бюджета используются для расчета нерыночных услуг, оказываемых учреждениями общего го­сударственного управления. Отчетность Центрального банка содержит информацию о денежных агрегатах, деятельности банковского сектора, статистике платежного баланса. Последние два блока информации не­обходимы в расчетах ВВП и его модификаций (в части секторов «Фи­нансовые учреждения», «Остальной мир»).

Таможенная статистика, наряду с данными о платежном балансе, в настоящее время является источником информации об экспортно-им­портных операциях, используемой при исчислении ВВП производствен­ным, распределительным и методом конечного использования. Основ­ным источником данных для таможенной статистики внешней торговли служат в свою очередь таможенные декларации по экспорту и импорту товаров.

Д анные налоговой статистики используются практической статис­тикой для расчета добавленной стоимости по отдельным видам услуг (в основном мелких институциональных единиц — юридических и физических). Оценки объема платных услуг получаются из агрегированных данных, представленных службам налоговым ведомством, и из экспертных оценок, основанных на косвенной информации об услугах (например, о количестве юристов, численности детей дошкольного возраста, объемах сбыта строительных материалов и оборудовании бытового назначения).

Институциональные изменения в экономике и внедрение СНС в статистическую практику обусловили необходимость преобразований в статистическом наблюдении. Появились новые объекты статистического наблюдения (биржи, страховые организации, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды и т.д.), новые переписи или всесторонние обследования (ежегодные переписи общественных ор­ганизаций; единовременные обследования структуры издержек произ­водства и сбыта сельскохозяйственных предприятий и предприятий, которые оказывают услуги сельскохозяйственным предприятиям; обследование запасов на крупных промышленных предприятиях с целью оперативной оценки изменения величины запасов; перепись предприятий розничной торговли и других предприятий, которые занимаются розничной торговлей в качестве неосновного вида деятельности). Таким образом, составление СНС и, в частности, расчет ВВП возможны на основе объединения информационных массивов текущей статистики и обследований, а в перспективе — на базе системных экономических переписей.

Предмет: