Вы здесь

Порядок расчетов за перевозки грузов

Порядок расчетов за перевозки грузов. Грузоотправитель ли грузополучатель обязаны в соответствии с договором произвести оплату услуг перевозчика. Причитающиеся платежи вносятся плательщиками наличными деньгами, путем безналичных расчетов на основе чеков, посредством платежных поручений. Для определенных грузополучателей и грузоотправителей может быть предусмотрен иной порядок расчетов. Порядок расчетов при этом может быть установлен Министерством транспорта или коммуникаций, которое в свою очередь руководствуется законодательством, регулирующим кредитные и расчетные отношения. Как правило, провозные платежи вносятся плательщиками до момента отправления груза со станции. Взыскание недоборов провозных платежей в пользу перевозчика осуществляется по прибытии фуза в пункт назначения. Также могут быть возвращены излишне выплаченные суммы. В соответствии со статьей 49 ВУЖД при несвоевременной оплате за перевозки грузов, при наличии в этом вины плательщиков, с них взыскивается пеня в размере 0,1 процента от суммы платежа за каждый день просрочки. Перевозчику предоставляется право применения оперативной санкции путем задержки отправки груза до внесения платежей.

Срок внесения платежей при расчетах до отправки груза определяется датой приема груза к перевозке, при расчетах в пункте назначения датой выдачи груза получателю, указанной в перевозочном документе. Сроки расчетов по недоборам и переборам провозных платежей определяются с момента предъявления счета той или иной стороной.

Законодательством (ст. 699 ГК РК) предусмотрено право грузоотправителя (иного лица) по распоряжению грузом. Грузоотправитель или владелец товарораспорядительного документа на груз могут потребовать от перевозчика прекращения перевозки или возвращения груза либо сделать другое распоряжение в отношении груза. Перевозчик в данном случае вправе требовать оплаты за уже произведенную перевозку, а также возмещения иных расходов в связи со сделанным распоряжением. После того, как груз прибыл в место назначения, грузоотправитель теряет указанные права по распоряжению грузом. При железнодорожных перевозках предусматривается возможность переадресовки грузов. Под переадресовкой понимается изменение грузополучателя или станции назначения груза, принятого к перевозке. Железная дорога производит переадресовку по заявлению грузоотправителя или грузополучателя, организация, по заявлению которой произведено, изменение является ответственной перед первоначальным адресатом за последствия этого изменения и обязана урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным и фактическим грузополучателями. Следующей обязанностью перевозчика является доставка вверенного ему груза в установленные сроки. Сроки доставки груза по договору железнодорожной перевозки грузов не устанавливаются, как в других договорах произвольно, а определяются централизованно, поскольку выполнение обязанности перевозчика по доставке груза зависит не только от желаний сторон, а тех условий, в которых осуществляется перевозка (пропускной способности дороги, установленной скорости движения поездов, количества и времени остановок в пути и т. д.). Груз считается доставленным в срок, если он выгружен на станции назначения средствами железной дороги или если вагон, контейнер с грузом подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. По другим видам перевозки грузов срок может не устанавливаться законодательно, в таких случаях стороны вправе предусмотреть его в договоре. Если же сроки доставки грузов не определены законодательно и не определены в договоре, доставка должна быть произведена в разумный срок (ст. 698 ГК РК).

Если подача вагонов, контейнеров под выгрузку задерживается вследствие занятости фронта выгрузки или по другим причинам, зависящим от грузополучателя или транспортно-экспедиционного предприятия, действующего от его имени и в отношении этого оформлен акт общей формы, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки. О прибытии груза железная дорога, обязана уведомить грузополучателя в срок не позднее 12 часов, следующих за днем прибытия груза. Также грузополучатель уведомляется о времени подачи вагонов, контейнеров под выгрузку средствами грузополучателя не позднее, чем за два часа до подачи до их подачи. В некоторых случаях уведомление грузополучателя производится железной дорогой по договору. В том случае, когда железная дорога не уведомила грузополучателя о прибытии груза, грузополучатель не будет нести ответственности за простой вагонов и контейнеров и освобождается от уплаты сбора за хранение грузов до того, как будет послано уведомление о прибытие груза.

Перевозчик обязан выдать груз грузополучателю, указанному в накладной, последний в свою очередь обязан внести все причитающиеся по данной перевозке платежи.

При получении груза грузополучатель расписывается об этом в дорожной ведомости. Допускается выдача груза уполномоченному грузополучателем лицу.

Если в адрес получателя прибывает груз, поставка которого не предусмотрена договором, контрактом, а также груз, наименование которого не соответствует железнодорожной накладной, грузополучатель обязан принять его на ответственное хранение.

Когда груз получается в местах общего пользования, грузополучатель обязан принять и вывезти со станции груз, прибывший в его адрес. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза только в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменяется настолько, что возможность использования груза полностью или частично утрачивается. Прибывшие грузы бесплатно хранятся на станции назначения в течение 24 часов. Особенность данного срока заключается в том, что начало его течения приурочено к 24 часам того дня, когда груз или контейнер выгружены средствами железной дороги или дня, когда груз подан под выгрузку средствами грузополучателя. Если груз хранится сверх указанного срока, то тогда железной дорогой взыскивается сбор по свободным тарифам. Когда перевозчик в результате действия обстоятельств непреодолимой силы не имеет возможности доставить груз или выдать его грузополучателю указанному в накладной в течение предельных сроков хранения грузов, железная дорога поступает с грузом в соответствии с указанием грузоотправителя. Грузоотправитель обязан дать такое указание в суточный срок со дня вручения ему уведомления.

Груз выдается железной дорогой обычно без проверки его состояния. На станции назначения проверка состояния, массы и количества мест производится, если для этого имеются основания, предусмотренные в законодательстве. Речь идет о случаях предполагаемой недостачи, порчи, гибели груза. Например, груз прибыл в неисправном вагоне, контейнере или в вагоне, контейнере с поврежденными пломбами или пломбами попутных станций, груз прибыл на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб с признаками недостачи, порчи или повреждения. Основания предполагать порчу груза будут иметься в том случае, если скоропортящийся груз прибыл с нарушением срока доставки или температурного режима в рефрижераторных вагонах. Как определенная мера для профилактики возможных в будущем претензий со стороны грузополучателя проверка количества груза применяется тогда, когда груз выгружен железной дорогой в местах общего пользования. В таком случае, проверка будет напоминать приемпередачу груза, с момента которой грузополучатель должен принять зависящие от него меры для того, чтобы груз был вывезен, под угрозой утраты или повреждения груза в месте его выгрузки, по независящим от перевозчика основаниям. Масса груза считается соответствующей указанной в провозных документах, в том случае, когда масса груза при взвешивании меньше, расхождение не превышает нормы естественной убыли и предельного (допустимого) расхождения в определении веса нетто. Когда обнаруживается излишек массы, в расчет берется процент допустимого расхождения в определении веса нетто.

Проверка массы груза при его выдаче, осуществляется способом, аналогичным способу ее определения при погрузке данного груза. То есть, возможно, условное определение массы. Однако если у железной дороги на станции назначения и у грузополучателя отсутствуют весы, то грузы, перевозимые навалом и насыпью, выдаются без проверки массы.

В случаях, когда проверка груза не является обязанностью железной дороги, она может участвовать в определении массы, количества мест, состояния груза на договорной основе. При этом будет взиматься сбор по свободным тарифам.

Следующим шагом, при обнаружении недостачи, порчи или повреждения груза в момент его выдачи или в пути следования (что установлено коммерческим актом), является определение размера фактической недостачи, порчи или повреждения груза. Если имеется необходимость производства экспертизы, железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает эксперта или соответствующего специалиста. Перевозчик (железная дорога) имеет право принимать определенные меры в том случае, когда грузополучатель несвоевременно выгружает или вывозит груз. По решению начальника отделения железной дороги может быть увеличена плата за хранение выгруженных грузов. Альтернативно может быть увеличена плата до двукратного размера за пользование вагонами или взыскан штраф за простой вагонов, контейнеров, задержанных свыше 24 часов сверх установленных сроков на железнодорожных подъездных путях или на путях станции в ожидании подачи их на подъездной путь по причинам, зависящим от грузополучателя, грузоотправителя.

Грузополучатель обязан сдать железной дороге освободившиеся вагоны (контейнеры). Между сторонами распределяются обязанности, связанные с приемом- сдачей вагонов. Должна производиться очистка внутренней и внешней поверхности вагонов, приведение в исправное техническое состояние несъемных инвентарных средств крепления (в том числе турникетов). Это возлагается на организацию, осуществляющую выгрузку груза. В тех случаях, когда очистка вагонов и снятие реквизитов являются обязанностью грузополучателя, железная дорога имеет право не принять неочищенные надлежащим образом вагоны.

Тест тест