Казахско-джунгарские отношения в нач.18 в

К началу XVIII в. казахи владели обширной территорией от восточного побережья Каспия на западе до Жонгарских Алатау на востоке. Южные окраины казахских земель простирались до Таш­кента, а северные — охватывали Иртыш и Тобол. Для казахских улу­сов, разделенных в административно-территориальном плане на жузы и не имевших единого централизованного управления, первую и основную опасность представляло Жонгарское хан­ство, возникшее в западной части Монголии на руинах распав­шейся некогда великой кочевой империи.

Ойратские племена торгауыт, дорбыт, кушуыт, шорыс, остав­шиеся в Жонгарии, объединились в единое государственное образо­вание — Жонгарское ханство — в середине 30-х гг. XVII в., в первый год правления сына Хара-Хулы Хото Хучина, принявшего титул от далай-ламы Эрдэни Батур Хунтайджи (1635-1654 гг.). До этого часть ойратов продвинулась на запад, завоевывая новые земли, вернее, занимая их и перекочевывая на них. Образование Жонгарского хан­ства происходило как под влиянием личных качеств Батур Хунтайджи, гак и под влиянием объективных процессов феодализации, подспудно развивавшихся в монгольском обществе. Предприимчивость, дальновидность Хото Хучина также сыграли свою роль в сплочении ойратских племен. Образование Жонгарского ханства как централизованного и мощного государства влияло на характер казахско-жонгарских отношений. В целом эти отношения определялись соотношением сил между Жонгарским ханством и Казахским ханством.

Борьба между казахами и ойратами за богатые и обильные пастбища, которые служили единственным источником существова­ния кочевых скотоводческих обществ, шла переменным успехом на протяжении всего XVII в. И к началу XVIII в. соперничество двух кочевых государств достигла апогея. Однако, силы были неравны­ми. Внутренняя междоусобица политической элиты казахов была главным препятствием объединения сил против внешних завоевате­лей.

Как было сказано выше, Жангир-хан, отец Тауке-хана, провел три крупных сражения с жонгарскими войсками в 1635, 1643, 1652 годах с переменным успехом. Казахское ханство вплоть до смерти хана Тауке в 1718 году сдерживало натиск жонгарских завоевателей.

После смерти хана Тауке, при правлении которого началось объединение казахских улусов и казахи владели 32 городами, снова усилились центробежные тенденции. Что касается Жонгарского ханства, то оно к этому времени было строго централизованным государством со всеми атрибутами военно-кочевой демократии, на становление которой относительное влияние оказала политика аг­рессии Цинской империи в отношении ойратов.

Хотя известно, что крупные столкновения в XVIII веке между казахами и ойратами имели место и ранее (1708 г., 1709-1710 гг., 1717 г.), самым трагичным событием для казахов стал 1723 г., сохранивший­ся в памяти народа как "Актабан шубырынды, Алкаколь сулама " — "Год Великого Бедствия". Основательно подготовленное жонгарское войско во главе с ба­хадуром Шуно Дабо и военноначальником Амурсаной, наступая че­рез Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, девушек увели в плен. Застигнутые врасплох в раннюю весну, казахи Старшего и Среднего жузов, бросая скот и имущество, отступили на запад, юг и север. Многие из них расположились в местности Алкаколь. По некоторым подсчетам, в "Год Великого Бедствия" казахский народ потерял около 40% своего состава. С учетом того, что к началу XVIII века население Казахстана составило примерно 2-3 млн. человек, это цифра достигает, по крайней мере, 1 млн. жертв.

Переходы в Среднюю Азию и другие места, как отмечал АИ. Левшин "влекли за собой неминуемое разорение и гибель". Судьба народов Средней Азии могла быть еще трагичнее, если бы не на­шлись в казахской степи силы, способные не только остановить, но и изгнать завоевателей. Дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды выдающихся организаторов и предводителей — Богенбая, Кабанбая, Тайлака, Санырыка (Саурыка), Жаныбека, Малайсары, Отегена и многих других. В отражении жонгарской агрес­сии первостепенную важность сыграло осознание родоплеменной знатью и верхами политического руководства необходимости еди­нения во имя свободы нации и независимости государства. Не пос­леднюю роль в этом нелегком процессе политической мобилиза­ции сил сыграли такие общественные и политические деятели как Толе би, Казыбек би и Айтеке би.

В 1726 г. в местности Ордабасы близ г. Туркестана состоялось собрание представителей казахских жузов, которые приняли решение об организации народного опол­чения. Главой и предводителем ополчения был избран правитель Младшего жуза Абулхаир хан. После этого собрания ополчения трех жузов соединились и во главе с ханом Абулхаиром и батыром Богенбаем разбило жонгарские войска в междуречье Буланты-Белеуты, которая произошла в предгорьях Улытау, в местности Карасиыр. Эта первая, за многие годы, крупная победа казахов над жонгарами имела моральное и стратегическое значение. «Мать Анракая» привела к очищению от жонгар территории Центрального Казахстана. Ме­стность, где произошло это сражение, получила название " К алмак кырылг а н" – "Место, где были истреблены калмаки". Одержанная победа подняла дух народа, заставила его поверить в свои силы, в возможность победить завоевателей. Казахское ополчение перехва­тило инициативу и перешло в контрнаступление.

Успешному для казахов ходу войны в известной мере способствовали вспыхнувшие в Жонгарии усобицы, вызванные борьбой за ханс­кий престол между сыновьями Цэван-Рабтана, и начавшаяся вскоре после этого третья жонгаро-цинская война. По этой причине Жонгарское ханство, подвергшееся нападению со стороны Цинской империи, вынуждено было на своих западных границах перейти к обороне.

В победоносном завершении 200-летней войны казахского народа с жонгарами важную роль сыграла Аныракайская битва. В 1729 году в 120 км к югу от оз.Балхаш в местности Аныракай(в пер. с каз. - плач, стенание) произошла последняя крупная битва, в которой была разгромлена жонгарская армия. А оз. Алаколь возле Аныракайских гор получило на­звание "Ит ишпес Алаколь" (в пер. с каз. - собаки не станут пить), настолько была соленой его вода.

Анракайские горы и озеро Алаколь (Ит-Ишпес) были важными стратегическими пунктами во всей Отечественной войне 1723 -1730 гг. Отсюда для казахских ополченцев должно было начаться освобождение районов Семиречья, отсюда по реке Шу был выход к Сарысу и горам Улытау. Из этой местности казахские отряды могли уходить к Каркаралинским горам. Создавалась возможность для дальнейшего освобождения казахских земель от жонгарского нашествия.

Казахские войска, а это была сила в 20-25 тысяч конников, морально и физически были готовы к проведению сражения. Среди них были воины, сражавшиеся с врагом у подножия Каратау, в предгорьях Мугоджар, при Буланты-Белеуты и Улытау. В рядах ополченцев находились Толеби, батыр Койгельды. Именно отсюда пошла притча: "Без Толе би нет удачи, без Койгельды не бывает сражений". А. И. Левшин писал о тактике казахов: "Набеги свои производят они большей частью ночью, нечаянно и без всякого порядка, но с удивительным стремлением и криком, имея при себе разного рода оружие... Первый удар или первая атака бывают всегда сильными, и устоять против нее нелегко. В ней совокупят они всю храбрость свою. Атака начиналась метанием копья и криками "урана".

Кроме сражений на Буланты-Белеуты и Анракае, было еще несколько военных столкновений в различных местах Сары-Арки, на берегу реки Или. В ходе военных действий в конце отечественной войны у захватчиков были отбиты большие территории казахских степей: районы Сыр-Дарьи и Арыси, Улытау и Сарысу, северное Прибалхашье, долины Таласа и Чу. Казахи продвинулись к границам реки Или. Анракайская битва была единым звеном в наступлении казахских дружин в восточном и северном направлении и стала ключом к продвижению казахов в Семиречье, которое еще оставалось под властью жонгар.

Жонгары потерпели поражение, однако, вследствие вспыхнувших между казахскими ханами Абулмамбетом, Самеке и Абулхаиром разногласий по вопросу о том, кому быть старшим ханом трех жузов, казахи не смогли воспользоваться военными и политическими результатами этой победы и развить успех. После ухода ополчения Младшего и Среднего жузов остальные войска также разошлись.

Казахский народ ценой огром­ных потерь и чрезвычайного напряжения сил отстоял политичес­кую независимость и территориальную целостность, однако так и не смог в ходе войны возвратить захваченные Батуром Хунтайджи и Галданом Жетысу и некоторые другие земли.

Последствия жонгарского вторжения в Казахстан и Среднюю Азию были трагическими. Опустели города, пришли в упадок торговля и ремесла. Оказались нарушенными традиционные циклы и маршруты перекочевок, де­формирована структура экономических связей между кочевыми ско­товодческими районами Казахстана и ремесленными и земледель­ческими центрами Средней Азии. На некоторое время часть населе­ния Старшего жуза оказалась в зависимости от жонгарских феода­лов, что еще больше ослабило экономические и политические связи казахских жузов, усилило процесс политической разобщенности в Казахстане. Были нарушены этнические границы, вызванные пере­мещениями племен и народов, что резко осложнило международ­ные отношения в этом регионе Азии. В то же время, пусть и неза­вершенная, победа над столь грозным противником пробудила в казахском народе чувство национальной гордости, значимости, един­ства. "И по сие время, - писал Я.Гавердовский, - сохраняются еще в преданиях орды (воспоминания) о храбрых героях и несчастных происшествиях того времени. Часто поседелые старики, указывая на крупные насыпи, прикрывающие прах усопших, говорили нам: "Здесь лежат наши батыры, погибшие на ратном поле, защищая вольность. Тут погребены целые аулы, истребленные многочислен­ными варварами, но, невзирая на сию жестокость, мужество не оставляло отцов наших. Облекшись в панцири, они сражались от­чаянно и поле битвы оставляли часто под твердыми своими стопа­ми..."

Отечественная война 1723 - 1730 годов казахского народа против жонгарской агрессии оказалась наиболее ярким героическим событием в истории казахского государства. Народу пришлось перенести всю горечь поражений, большие потери и глубоко осмыслить происходящее. Война потребовала мобилизации всех материальных ресурсов, стойкости духа, сплочения многочисленных родов. И правильная организация отпора противнику привела к победе.