Вы здесь

Этапы развития Конституции Республики Казахстан

История становления нового конституционного законодательства Рес­публики Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений в Конституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР «Об учреждении поста Президента» от 24 апреля 1990 года. Это закон не относится к раз­ряду обычных изменений Конституции, каких было немало раньше. Дан­ный закон внес существенное изменение в систему управления государст­вом. Пост Президента учреждался в целях обеспечения глубоких полити­ческих и экономических преобразований, осуществляемых в республике.

Важным актом конституционного характера первого этапа является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года.

Декларация провозглашала приоритет законов КазССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан-Центр. В частности, в Декла­рации провозглашалось, что:

- отношения между СССР и КазССР строятся на договорной основе;

- республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с адми­нистративно-территориальным устройством, политическим, экономиче­ским, социальным и культурно-национальным строительством;

- республика имеет право приостанавливать на своей территории дей­ствие законов СССР, нарушающих законы КазССР;

- территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждае­мой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия;

- без согласия Верховного Совета КазССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы.

- Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, орга­ны государственной и общественной безопасности;

- КазССР самостоятельна в международных отношениях, в своих ин­тересах определяет внешнюю политику.

Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является осно­вой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Кон­ституции КазССР.

Декларация - первый акт Казахской ССР, в котором был провозглашен принцип разделения властей, в отличие от положений Конституции Ка­захской ССР 1978 года, которая закрепляла власть Советов.

Законодательная власть предоставлялась Верховному Совету, Президент являлся главой республики и обладал высшей распорядительно-исполнительной властью. Судебная власть принадлежала Верховному Су­ду.

В Декларации отсутствует классовый подход к определению соци­альной основы государства. Единственным носителем суверенитета и но­сителем государственной власти провозглашался народ.

Таким образом, более чем за год до провозглашения независимости в Казахстане были приняты акты конституционного характера, которые приостановили действие основных норм Конституции СССР.

В 1990-1991 гг. Верховный Совет Казахской ССР принял законы «О совершенствовании государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 года и "О местном самоуправлении и местных Советах народных де­путатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, которые положили на­чало существенным изменениям в системе органов власти и управления республики.

Согласно первому закону прекратил свое существование Совет Ми­нистров, он был преобразован в Кабинет Министров при Президенте. Пол­тора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть преобразо­вана. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Госснаба, Комитета на­родного контроля; созданы новые органы управления - Госкомитет по эко­номике, Антимонопольный комитет, Комитет по управлению государст­венным имуществом и т.д. Введены должности Вице-президента и Гене­рального прокурора республики.

Согласно второму закону - представительная и исполнительная власть на местах была сосредоточена в одних руках - Председателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хозяйство, установлена коммунальная собственность, был определен перечень налогов, посту­пающих в местный бюджет.

В Конституцию были внесены нормы о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Казахская ССР участ­вует в решении вопросов, отнесенных к ведению СССР, во всех его выс­ших органах власти.

Второй этап конституционного строительства начинается с приня­тия Закона Республики Казахстан «Об изменении наименования Казах­ской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года. Хотя закон не назывался конституционным, он фактически был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию Казахской ССР, снимая идеологическую основу государственной организации.

Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон "О государственной независимости Респуб­лики Казахстан".

В статье 1 Закона Казахстан провозглашался независимым, демокра­тическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

Согласно Главе 2 Закона, граждане республики всех национально­стей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию респуб­лики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судеб­ную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объяв­лялся Президент.

4 глава определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и осно­вывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики.

С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное госу­дарство.

В то же время продолжали действовать нормы Конституции Казах­ской ССР, законы СССР и Казахской ССР, поскольку они не противоре­чили Закону о государственной независимости.

В этот период были приняты ряд конституционных законов, внес­ших существенные изменения в Конституцию 1978 г. Так, закон «О граж­данстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года уже не признавал гражданства СССР, а также институт двойного гражданства. Им были ус­тановлены новые основания приобретения гражданства Республики Казахстан.

Вместе с тем, никакие изменения и дополнения уже не могли ни улучшить, ни приспособить Конституцию союзной республики к требова­ниям конституции суверенного государства. В связи с этим, еще в июне 1991 года были образованы Конституционная комиссия и рабочая груп­па по разработке проекта новой Конституции.

Третий этап становления конституционного законодательства Ка­захстана начинается с принятия Верховным Советом первой Конституции суверенного Казахстана в январе 1993 года.

Конституция 1993 года по новому определила государственный и общественный строй Казахстана. Конституция восприняла многие право-

вые нормы, принципы и идеи конституционных законов, изданных с мо­мента объявления государственного суверенитета. Также Конституция сохранила некоторые положения Конституции Казахской ССР 1978 г., на­пример Верховный Совет оставался однопалатным представительным и законодательным органом, но уже не являлся всевластным органом. Как местные представительные органы, сохранились Советы, формулировки многих прав и свобод граждан сохранили положения и идеи, провозгла­шенные Конституцией Казахской ССР 1978 г.

В Конституции впервые было употреблено такое понятие, как «светское и унитарное государство» означающее отделение государства от религиозных объединений и невозможность образования на территории РК как политических, так и культурных автономий.

Конституция провозгласила норму о взаимодействии ветвей власти между собой с использованием системы сдержек и противовесов, а также закрепила положение о прямом действии ее норм.

10 декабря 1993 года Верховный Совет республики временно деле­гировал законодательные полномочия Президенту, согласно постановле­ния Конституционного суда, позволившие ему принимать указы, имею­щие силу не только обычного, но и конституционного закона. Такое ре­шение Верховного Совета можно расценить как внесение изменений и дополнений в Конституцию, поскольку Конституция 1993 года не преду­сматривала такой возможности.

Четвертый этап становления конституционного законодательства связан с принятием Конституции 1995 года, ныне действующей. Этот этап продолжается на современном этапе.

В октябре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к Конституции и к Указу Президента РК "О выборах в Республике Казахстан". Парламентом были назначены досрочные президентские выборы на 10 января 1999 г. Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость уча­стия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50% избирателей.