Вы здесь

Конституционное производство

Конституционное производство

Конституционный Совет осуществляет свою компетенцию путем конституционного производства.

Конституционный Совет рассматривает принятое к производству об­ращение от субъектов конституционного производства и выносит но нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения.

Конституционное производство подлежит прекращению до вынесе­ния итогового решения в следующих случаях: 1) если субъект отказы­вается от заявленного им обращения; 2) если отменяется или утрачивается юридическая сила акта, конституционность которого оспаривается; 3) если заявленное обращение не подведомственно Конституционному Совету. Виды решений Конституционного Совета.

Решением Конституционного Совета является всякий акт, принимае­мый на его заседании. Решения подразделяются на:

- итоговые решения, которыми осуществляются конституционные полномочия Конституционного Совета;

- другие решения, которыми осуществляются иные полномочия Конституционного Совета.

Решения Конституционного Совета принимаются в форме:

1) постановлений; нормативных постановлений, являющихся состав­ной частью действующего права Республики Казахстан;

2) заключений, не имеющих нормативного характера;

3) посланий. Послание может содержать анализ, а также предложения

по укреплению конституционной законности.

Конституционный Совет принимает решение коллегиально. Никто из его членов, участвующих в заседании, не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. Решение принимается простым большинством голосов.

Юридическая сила решений Конституционного Совета.

Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и не подлежащим обжалованию.

На итоговое решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые:

1) выносятся не позднее чем в десятидневный срок со дня получения Президентом текста решения;

2) могут быть преодолены 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Совета.

При непреодолении возражений Президента Республики решение Конституционного Совета считается непринятым и конституционное производство прекращается.

Порядок вступления в силу иных решений определяется Конститу­ционным Советом.

Принятие Конституционным Советом итоговых решений влечет за со­бой следующие правовые последствия:

1. Законы и международные договоры Республики, признанные не соответствующими Конституции, не могут быть подписаны либо соответственно ратифицированы и введены в действие.

2. Законы и иные нормативные правовые акты, признанные ущемляю­щими закрепленные Конституцией права и свободы человека и граждани­на утрачивают юридическую силу и не подлежат применению. Решение судов и иных правоприменительных органов, основанные на таком законе или ином нормативном правовом акте, исполнению не подлежат.

3. Выборы Президента Республики, признанные не соответствующими Конституции, решением Центральной избирательной комиссии на соответствующих избирательных участках (административно-территориальных единицах) признаются недействительными.

4. Выборы депутатов Сената и Мажилиса Парламента, признанные не соответствующими Конституции, решением Центральной избирательной комиссии в соответствующих административно-территориальных едини­цах и избирательных округах признаются недействительными.

5. Результаты республиканского референдума, признанного не соответствующим Конституции, решением Центральной комиссии референдума на соответствующих участках голосования (административно-территориальных единицах) признаются недействительными.

6. Заключение о несоблюдении установленных конституционных про­цедур перед принятием Парламентом решения о досрочном освобождении от должности, окончательного решения об отрешении Президента Республики влечет прекращение рассмотрения вопроса соответственно о досроч­ном освобождении от должности, об отрешении Президента.

Решение Конституционного Совета может быть пересмотрено по ини­циативе самого Конституционного Совета в случаях:

1) если изменилась норма Конституции, на основе которой было при­нято решение;

2) если открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства, не известные Конституционному Совету в момент принятия решения.

В случае пересмотра первоначального решения оно отменяется.