Вы здесь

Конституционные основы референдума

Одной из форм непосредственной демократии, т. с. прямого участия народа в решении государственных вопросов является референдум. В ре­ферендуме принимают участие все граждане государства, имеющие изби­рательное право.

В конституционном праве различают следующие виды референдума: императивный, консультативный, конституционный, законодательный, обязательный, факультативный, государственный, местный .

Императивный референдум означает, что принятое народом путем непосредственного волеизъявления решение имеет обязательную юридическую силу.

При консультативном референдуме выявляется мнение народа по ка­кому-то важному вопросу государственной жизни, которое учитывается органами государственной власти при принятии решения (закона, другого нормативного правового акта).

При конституционном референдуме речь идет о принятии всенарод­ным голосованием проекта Конституции или ее изменений и дополнений.

Законодательный референдум проводится по поводу принятия на­родным голосованием закона.

Обязательный референдум предусматривается в Конституции для решения какого-либо вопроса, специально предусмотренного Конститу­цией.

Факультативный референдум означает, что компетентный орган (инициативе) может назначать референдум по вопросу, предусмотренному законодательством (Конституцией, законом) по своему усмотрению.

Референдум может проводиться в масштабе всего государства или на определенной территории.

Конституция Республики Казахстан закрепила республиканский референдум как один из основополагающих принципов деятельности рес­публики. В статье 1 Конституции говорится, что наиболее важные вопросы государственной жизни решаются демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме.

Согласно Конституции единственным субъектом, имеющим право принимать решение о проведении республиканского референдума, являет­ся Президент. К тому же Президент может по собственной инициативе принимать такое решение. Парламент может лишь проявлять инициативу о назначении республиканского референдума. С такой инициативой Парла­мент может обращаться к Президенту. Президент вправе поддержать или не поддержать инициативу Парламента о проведении республиканского референдума.

На основе и в целях реализации положений Конституции Президен­том Республики Казахстан издан Указ, имеющий силу Конституционного закона «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 г. Республи­канский референдум определяется как всенародное голосование по про­ектам Конституции, Конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Ка­захстан. Предметом республиканского референдума могут быть:

- принятие Конституции, Конституционных законов, законов респуб­лики, внесение в них изменений и дополнений;

- решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни республики.

Не могут быть предметом республиканского референдума вопросы:

- могущие повлечь за собой нарушения конституционных прав и сво­бод человека и гражданина;

- изменения унитарности и территориальной целостности государства, формы правления республики;

- административно-территориального устройства и границ республики;

- правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общест­венного порядка;

- бюджетной и налоговой политики;

- амнистии и помилования;

- назначения и избрания па должность, освобождения от должности лиц, относящихся к ведению Президента, Палат Парламента и Прави­тельства республики;

- выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров республики.

В республиканском референдуме имеют право участвовать все граж­дане Республики Казахстан, достигшие 18-летнего возраста, вне зависимо­сти от происхождения, социального, должностного и имущественного по­ложения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеж­дений, места жительства или от любых иных обстоятельств. Так же, как и в выборах, в референдуме не имеют права участвовать граждане, признан­ные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум проводится на основе принципов добровольности и сво­бодного волеизъявления граждан, всеобщего, равного и прямого права при тайном голосовании. Гражданам, общественным объединениям республи­ки гарантируется право выражать свое мнение по вопросу, вынесенному на референдум, на собраниях, митингах, сходах граждан, в средствах мас­совой информации. Государственные органы охраны порядка должны пре­секать агитацию насильственного изменения конституционного строя, на­рушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного, родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.

Государственные органы, органы местного самоуправления, органи­зации, независимо от формы собственности, должны предоставлять в рас­поряжение комиссий референдума помещения, оборудование и транспорт­ные средства, необходимые для подготовки и проведения референдума.

Запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное участие международных организаций, международных общественных объединений, иностранных государственных органов, юридических лиц и граждан, лиц без гражданства в финансировании и иной поддержке мероприятий, свя­занных с референдумом.

Субъектами инициативы о назначении референдума с обращением к Президенту являются:

1. Парламент.

2. Правительство.

3. Не менее чем двести тысяч граждан республики, обладающим правом на участие в республиканском референдуме. При этом граждане, поднимающие вопрос о назначении референдума, в количественном отно­шении в равной мере должны представлять все области, столицу респуб­лики и города республиканского значения.

Рассмотрев инициативу, Президент принимает одно из следующих решений:

1. О назначении референдума;

2. О необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционного закона или иного решения по вопросу, пред­лагаемому в качестве предмета референдума, без его проведения.

3. Об отклонении инициативы о назначении референдума.

Подготовку и проведение референдума осуществляют Центральная избирательная комиссия, территориальные избирательные комиссии, уча­стковые избирательные комиссии. В данном случае они выполняют функ­ции комиссий референдума.

ЦИК подводит итоги республиканского референдума. Она устанав­ливает общее число граждан республики, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, принявших участие в голосовании; число граждан, проголосовавших за положительное решение вопроса, за отрица­тельное решение вопроса, вынесенного на референдум, и т. д.

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референ­думе. Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается приня­тым, если за его положительное решение проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Решение, принятое референдумом, имеет обязательную силу на всей территории Республики Казахстан. Оно не нуждается в подтверждении ак­та Президента или органа государственной власти республики. Если между конституционными законами, законами, принятыми на референдуме, и существующими законами будут противоречия, то они должны быть приведены в соответствие с решением, принятым на референдуме.