Вы здесь

Местные исполнительные органы

Местные исполнительные органы входят в единую систему исполни­тельных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение обще­государственной политики исполнительной власти в сочетании с интере­сами и потребностями развития соответствующей территории.

В систему государственного управления на местах, в администра­тивно-территориальных единицах входят представители местных испол­нительных органов: акимы областей, районов, городов, аулов, сел, посел­ков.

Акимы областей, городов республиканского значения и столицы на­значаются на должность и освобождаются от должности Президентом Рес­публики по представлению Премьер-министра.

Акимы иных административно-территориальных единиц назначают­ся и освобождаются вышестоящими по отношению к ним акимами.

Акимы являются представителями Президента и Правительства. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать от должности акимов. Полномочия акимов областей, городов республикан­ского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики.

Областные, районные, городские маслихаты вправе тайным голосо­ванием большинством в две трети от общего числа депутатов выразить не­доверие руководителю органа местной администрации и поставить вопрос о его освобождении от должности перед акимом соответствующей адми­нистрации, который принимает по данному вопросу мотивированное ре­шение и извещает о нем соответствующий маслихат.

Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности местной администрации осуществляет подчиняющийся аки­му аппарат.

Структура служебного аппарата зависит от объема и характера задач соответствующей местной администрации.

Управленческими органами местного исполнительного органа явля­ются отделы и управления Они ведут работу но исполнению решений со­ответствующих маслихатов, акимов местной администрации, вышестоя­щих государственных органов в отраслях и сферах управления. Отделы и управления осуществляют управление подчиненными соответствующим акимам местной администрации учреждениями, организациями, предпри­ятиями соответствующих отраслей, ведут распорядительную деятельность в пределах своей компетенции. Большинство полномочий отделов и управлений направлено на реализацию компетенции акимов. Вместе с тем отделы и управления, будучи разновидностью местных органов госу­дарственного управления, входят в систему соответствующих мини­стерств, государственных комитетов и ведомств республики (хотя их орга­нами и не являются).

Вышестоящие органы государственного управления должны осуще­ствлять в отношении отделов и управлений прежде всего организационно-методическое руководство, обеспечивать соответствие их деятельности общим направлениям и требованиям развития отрасли. Некоторые вопро­сы организации и деятельности отделов, управлений решаются акимом ме­стной администрации по согласованию с вышестоящими органами управ­ления (например, при утверждении руководителей отделов и управлений внутренних дел вопрос согласуется с руководством соответствующих ор­ганов внутренних дел и Министерством внутренних дел Республики Ка­захстан).

Для рассмотрения основных вопросов деятельности местного испол­нительного органа при акиме создается консультативно-совещательный орган — коллегия. Ее состав утверждается акимом. Решения коллегии проводятся в жизнь актами акима.

Для выполнения возложенных задач местные исполнительные орга­ны наделены широкой компетенцией. Правовые основы компетенции ме­стных исполнительных органов закреплены в Конституции Республики Казахстан.

К ведению местных исполнительных органов Конституция отно­сит:

- разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;

- управление коммунальной собственностью;

- назначение на должность и освобождение от должности ру­ководителей местных исполнительных органов. Решение иных во­просов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

- осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством.

Законодательство более детально регламентирует полномочия мест­ного исполнительного органа. Полномочия местного исполнительного ор­гана делятся на несколько групп.

Первая группа. Полномочия по защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка.

Местный исполнительный орган в данной сфере:

- обеспечивает исполнение гражданами и организациями Конституции Республики Казахстан, законодательных актов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Республики Казахстан, центральных и местных государственных органов;

- принимает меры по защите прав и свобод граждан, обеспечению обще­ственного порядка, в том числе при проведении собраний, митингов, ше­ствий, демонстраций и пикетов граждан;

- организует работу по разъяснению законодательства и оказанию юри­дической помощи населению;

- содействует материально-техническому обеспечению работы судов, судебно-экспортных и исправительно-трудовых учреждений;

- осуществляет контроль за обеспечением противопожарной безопасно­сти и безопасности на водах;

- в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принимает предусмотренные законодательством меры по спасению жизни людей, защите их здоровья и прав, сохранению материальных ценностей, обеспечению законности и правопорядка;

- обеспечивает исполнение законодательства о всеобщей воинской обя­занности;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него за­конодательством Республики Казахстан.

Вторая группа. Полномочия местного исполнительного органа в экономической сфере.

Местный исполнительный орган:

- разрабатывает проекты планов, экономических и социальных про­грамм развития территории и обеспечивает их исполнение;

- разрабатывает проект местного бюджета и обеспечивает его исполне­ние;

- утверждает генеральный план застройки населенных пунктов и вы­ступает заказчиком по строительству объектов коммунальной собственно­сти и социально-культурного назначения, дает разрешение на строительст­во коммунальных сетей и сооружений;

- создает благоприятные условия для развития предпринимательства;

- обеспечивает формирование социальной, инженерной, транспортной, информационной инфраструктуры населенных пунктов с учетом интере­сов населения административно-территориальной единицы;

- осуществляет контроль за охраной и рациональным использованием земли и других природных ресурсов, организует экологическую эксперти­зу, строительство и реконструкцию природоохранных объектов;

- содействует эксплуатации и содержанию коммунального жилищного фонда, дорог, улиц, других объектов инфраструктуры и систем жизнеобес­печения населения;

- распределяет жилищный фонд, находящийся в его ведении, осущест­вляет учет граждан, нуждающихся в жилье, решает вопросы использова­ния нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в коммунальной собственности;

- размещает заказы по развитию систем электрификации, га­зоснабжения, водоснабжения населенных пунктов;

Третья группа. Полномочия местного исполнительного органа и социально-культурной сфере.

Местный исполнительный орган:

- осуществляет управление государственными учреждениями образо­вания, здравоохранения, культуры и спорта, содействует укреплению их материально-технической базы;

- в пределах и в порядке, установленных законодательством Республи­ки Казахстан, решает вопросы социально-культурного, медицинского, тор­гового, бытового и иного обслуживания населения;

- обеспечивает учет и регулирует распределение трудовых ресурсов, решает вопросы трудоустройства;

- принимает меры по развитию обязательного медицинского страхова­ния, заключает договоры об обязательном медицинском страховании для неработающего населения;

- решает вопросы социальной защиты населения, охраны материнства и детства, оказывает адресную помощь социально уязвимым слоям населе­ния;

- содействует сохранению и развитию исторических, национальных и культурных традиций и обычаев населения, организует работу но сохране­нию исторического и культурного наследия, кладбищ и иных мест захоро­нения;

- вносит предложения об объявлении находящихся на соответствующей территории природных и иных объектов, представляющих экологическую, историческую, культурную или иную научную ценность, охраняемыми памятниками природы, истории и культуры;

В законодательстве закреплены полномочия акимов областной, рай­онной и городской администрации.

В компетенцию акимов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов) входит:

- представление на утверждение маслихата планов, экономических и социальных программ развития территорий, обеспечение их исполнения;

- представление на утверждение маслихата местного бюджета, обеспе­чение его исполнения;

- подготовка заключений по проектам решений маслихатов, предусмат­ривающих сокращение местных бюджетных доходов или увеличение ме­стных бюджетных расходов;

- представление на утверждение маслихатов схем управления админи­стративно-территориальными единицами;

- создание, реорганизация и ликвидация организаций (их филиалов и представительств), находящихся в коммунальной собственности, назначе­ние на должность и освобождение от должности их руководителей;

- предоставление земельных участков, их изъятие (выкуп) для государ­ственных надобностей, решение иных вопросов в соответствии с земель­ным законодательством;

- решение вопросов разработки местных месторождений общераспро­страненных полезных ископаемых и иных вопросов в соответствии с зако­нодательством о недрах и недропользовании;

- выпуск по решению соответствующего маслихата займов, облигаций, лотерей в порядке, установленном законодательством Республики Казах­стан;

- выдача лицензий в соответствии с законодательством Республики Ка­захстан;

- подписание договоров, юридических и банковских документов, реше­ние иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

- внесение представления Президенту Республики Казахстан о награж­дении государственными наградами, присвоении почетных и иных званий лицам в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителей Акима, руководителей управлений и отделов аппарата, руководителей са­мостоятельных исполнительных органов но согласованию с руководите­лем центрального государственного органа в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан;

- содействие территориальным органам центральных государственных органов в осуществлении их полномочий;

- в необходимых случаях назначение представителя Акима в населен­ных пунктах соответствующей административно-территориальной едини­цы;

- внесение предложений в местный представительный орган об образо­вании и составе специальных комиссий.

К компетенции Акимов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов) могут быть отнесены иные вопросы в пределах полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законода­тельством Республики Казахстан.

В компетенцию акимов иных административно-территори­альных единиц входит:

- внесение на рассмотрение соответствующего Акима сметы доходов и расходов, обеспечение ее исполнения;

- осуществление управления коммунальной собственностью в пределах, установленных законодательством;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителей акимов, руководителей структурных подразделений аппарата;

- содействие территориальным органам центральных государственных органов, судам в осуществлении их полномочий;

- содействие своевременному поступлению налогов, сборов и иных обя­зательных платежей в республиканский и местный бюджеты;

- организация совершения нотариальных действий государственными но­тариусами и регистрации актов гражданского состояния в порядке, ус­тановленном законодательством Республики Казахстан;

- организация первичного учета военнообязанных и призывников;

- подписание договоров, юридических и банковских документов, реше­ние иных вопросов, связанных с организацией работы местных испол­нительных органов.

- К компетенции акимов иных административно-территориальных еди­ниц могут быть отнесены другие вопросы в пределах полномочий, воз­лагаемых на местные исполнительные органы законодательством Рес­публики Казахстан.

Акты местной администрации. Акиматы издают постановления. Акимы - решения нормативно-правового характера и распоряжения по во­просам административного характера. Руководители органов местной ад­министрации в пределах своей компетенции издают приказы.

Акты местной администрации не должны противоречить Консти­туции и законодательству Республики Казахстан. Акты местной администрации могут быть отменены вышестоящим исполнительным органом, Пре­зидентом, Правительством Республики Казахстан или в судебном порядке; приостановлены соответствующим прокурором

Акты акима, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, подлежат официальному опубликованию и государственной ре­гистрации территориальными органами Министерства юстиции.

Акты главы администрации, принятые в пределах его компетен­ции, обязательны к исполнению на соответствующей территории всеми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собст­венности, должностными лицами и гражданами.

Тест тест