Социальная статистика - это теория общественного порядка, организации, гармонии. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Эта концепция прямо заострена против индивидуалистических теорий, попыток рассматривать общество как продукт договора между индивидами. «Позитивистскую теорию общественного прогресса» О. Конт назвал социальной динамикой.
Подразделяя прогресс на материальный (улучшение внешних условий жизни), физический (совершенствование человеческой природы), интеллектуальный (развитие интеллекта, переход от религиозного и метафизического мировоззрения к позитивному) и моральный (развитие коллективности и нравственных чувств). Конт придавал основное значение последним двум областям. Он подчеркивал: что социальный организм основывается на совокупности взглядов, мнений, которые, постепенно изменяясь, оказывают влияние на все прочие стороны общественной жизни. А раз так, в основу социальной динамики должна быть положена история человеческого духа.
Важнейшими показателями развития разума являются по Кон-ту, наиболее общие абстрактные понятия, поэтому о степени развития общества можно судить по соответствующим философским системам.
Каждому этапу развития человеческого разума, который закономерно проходит через три очередные стадии (теологическую, метафизическую и позитивную) соответствуют определенные формы искусства, хозяйства, политики и общественного устройства.
Закон трех стадий - краеугольный камень контовской социальной динамики - является, одновременно историческим и логическим законом: три стадии развития человеческого ума соответствуют трем аналогичным стадиям развития истории.
Теологическую или фиктивную стадию, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов. При политеизме, получившем особенно сильное распространение в Древней Греции и Древнем Риме, жизнью наделялись «фиктивные существа», вмешательством которых объяснялись все явления. Создавалось «поэтическое мировоззрение», способствующие развитию художественного творчества, но не способное руководить практикой. В этом Конт видел причину слабого развития материальной культуры в древности, эпоха монотеизма - это эпоха христианства. Религия одного бога изменяет образ мира, политические и общественные отношения, обычаи и мораль.
Метафизическая стадия, охватывающая период с 1300 по 1800 гг., казался Конту переходной эпохой, для которой характерно разрушение старых верований - фундамента общественного порядка.