Теория социальных изменений. Теория социальных изменений в социологии существует в нескольких вариантах. Спонсиро-ать модель социального изменения в традициях структурно-функционального анализа попытался Роберт Мертон. Он ввел понятие "дисфункции", разграничение "явных" и "латентных" (скрытых) функций, разработал идею теорий среднего уровня, котроые должны связат эмпирические исследования и общую теорию социологии. Р. Мертон раскрыл суть теории аномии, как особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и ваккуумом идеалов.
Теория социального конфликта. У истока этой теории стоял американский социолог Ч. Р. Миллс.
Он утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами. Свой вклад в развитие теории "социального конфликта" внес германский социолог Ральф Дарендорф. В своих социологических работах он стремится преодолеть структурно-функциональные теории социального равновесия. Общество, согласно Дарендорфу, находится в состоянии перманентного конфликта. Эти конфликты могут приобрести тем более острую форму, чем более затруднена социальная мобильность, т. е. продвижение людей к иным, чем унаследованы или, статутным позициям. Согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти.
Теория социальных систем. Своеобразным синтезом структурно-функциональной модели равновесия и модели социального конфликта стала общая теория социальных систем, обычно формулируемая в функциональных терминах. Здесь особые места занимают труды Ж. Гурвича, Т. Адорно, Х. Шельски, М. Поланьи и др.
Структуролизм. Во Франции роль структурно-функционального подхода к социальной реальности сыграл структуролизм -влиятельное направление, представленное такими видными социологами как М. Фуко, К. Леви-Стросс и др.
Фуко интересовали наиболее слабо изученные сферы человеческого бытия. В своем трактате "Слова и вещи", "Археология гуманитарных наук" он стремился исследовть гораздо более широкую социокультурную систему - от раннего Возрождения, до наших дней. А К. Леви-Стросс утверждал, что исторический подход только облегчает понимание того, как возникают те или иные общественные институты, главная же цель научного изучения общества - "синхронный разрез", т.е. раскрытие формальной структуры взаимоотношений, вытекающих, в свою очередь, из "бессознательной" природы коллективных феноменов.