Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т. е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в XX в.
Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.
В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.
Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию и др. В узком понимании под де-виантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений получила в социологии особое название -делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба значения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии.
Закон Республики Казахстан «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсоров» от 10 июля 1998 года установил твердые требования к правилам поведения субъектов при обороте наркотиков и возникающие в связи с этим общественными отношениями.
Согласно закону, наркотики - это растения, вещества или препараты, классифицированные как наркотические средства и психотропные вещества, представляющие потенциальную опасность для здоровья населения в связи с последствиями, которые может вызвать злоупотребление или включенные в список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан (пункт 5 статьи 1 Закона РК «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах»). В указанном нормативном акте закрепляются исчерпывающие положения о порядке классификации, контроля, оборота, транзита наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также меры противодействия их незаконному обороту со стороны государства.
В Казахском гуманитарно-юридическом университете было проведено анкетирование студентов по проблеме наркомании среди молодежи. Вопросы анкеты были разработаны сотрудниками Центра психологических исследований КазГЮУ. В социологическом исследовании, посвященном проблемам наркомании, приняли участие студенты 1-4 курсов юридических и гуманитарных специальностей.
Проведенное исследование показало достаточно высокий уровень осведомленности студентов университета о видах наркотических веществ.
Наиболее известными наркотическими веществами, по степени информированности студентов, оказались следующие: марихуана, опиум, героин, кокаин. Кроме перечисленных наркотических веществ были также отмечены опиум и ЛСД.
Определенный разброс в результатах анкетирования имеется в ответах респондентов на вопрос: «Что ты испытываешь к молодым людям, употребляющим наркотические вещества?», выявляющий их отношение к молодым наркоманам.
С «пониманием» к молодым людям, употребляющим наркотические вещества относятся 2% респондентов, «считают их слабохарактерными» - 45% принимавших в исследовании студентов.
Следует отметить, что около трети респондентов считают их «несчастными людьми», «будущих преступников» в них видят 18% опрошенных. С «презрением и полным безразличием» к молодым людям, употребляющим наркотические вещества, относится каждый десятый респондент.
Важной составляющей профилактических мероприятий наркомании является достоверная информация о причинах, побуждающих принимать наркотические вещества.
По результатам исследования наибольший процент респондентов (47%) основной причиной употребления наркотиков видят в возможности «испытания новых ощущений».
Следующей по значимости причиной употребления наркотиков 29% студентов определяют «безделье» и 29% - «любопытство», а 23% респондентов склонность к наркомании связывают с такой индивидуальной особенностью молодых людей, как «слабохарактерность» и 22% студентов считают, что наркотики помогают «отвлечься от неразрешимых различных проблем».
Одним из психологических особенностей юношеского возраста является подражательность и корпоративность. В проведенном исследовании эти особенности получили свое подтверждение. Причинами, побуждающими к употреблению наркотиков, 18% респондентов называют «подражание другим» и 14% видят в том, чтобы «поддержать компанию», и 18% студентов, принимавших участие в анкетировании, указывают в качестве причины употребления наркотиков такой внешний фактор, как «результат бесконтрольности со стороны родителей, родных и близких».
Проблема распространения наркотиков среди молодежи непосредственно связана с социальным окружением и социумом.
Один из пунктов вопросов в предлагаемой анкете был направлен на выявление сферы вовлечения молодых людей к употреблению наркотиков. Результаты проведенного исследования показали, что самой значимой социальной средой, где происходит наибольшее вовлечение молодых людей к употреблению наркотиков, является такое окружение, как друзья - наркоманы (63 %). На втором месте по степени вовлечения молодежи к употреблению наркотиков стоят дискотеки, ночные клубы (для раскрепощения) - 45% респондентов.
Определенную тревогу вызывает тот факт, что 16% студентов, принимавших участие в анкетировании, назвали школу как одно из мест, в которых происходит вовлечение в употребление наркотиков, и только 10% студентов считают, что семья и вуз занимают заключительные позиции по данному вопросу.
Следующий вопрос анкеты касался определения влияния и последствий употребления наркотических веществ на человека.
67 из 145 респондентов данного исследования уверены, что наркотики вызывают «состояние удовольствия, чувство удовлетворенности», а 21 % студентов - «состояние возбуждения и эйфорию». О вредных последствиях употребления наркотиков, а именно на «отрицательное влияние здоровью будущих детей» указывает 41% респондентов, а для 14% - они «приводит к упадку сил».
По результатам проведенного анкетирования, 34% респондентов отмечают связь употребления наркотиков с «ухудшением отношений с родными и близкими», а также с возможностью возникновения «противоправных действий», что предположительно может служить фактором, сдерживающим распространение наркотической зависимости.
В течение последнего десятилетия злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконный оборот в республике приобрели повсеместное распространение, которое, все более отрицательно, влияют на состояние экономики, правопорядка, социально-психологическую атмосферу в обществе, здоровье и генофонд народа.
Особую актуальность приобретает проблема борьбы с наркоманией и наркобизнесом.
В ответах на вопрос анкеты о том, кто должен вести борьбу с наркоманией, респонденты выделили несколько групп социальных институтов.
Первую группу составляют институты социализации личности, а именно семья - 51% респондентов отдают предпочтение данному институту, вуз - 39% и школа-23%.
Отдельную группу социальных институтов обязанных вести борьбу с наркоманией по результатам социологического опроса составляют государственные органы, а именно Комитет по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (50%), реабилитационные центры по борьбе с наркоманией (45%), правоохранительные органы(38%) и комитет молодежи (35%).
Одним из важных социальных институтов в борьбе с наркоманией 55 респондентов выделили средства массовой информации.
И, наконец, 32% студентов, принимавших участие в анкетировании, возлагают большие надежды в решении данной проблемы на различные общественные организации.
Проблеме профилактики наркомании, пути выхода для решения проблемы наркомании среди молодежи направлен следующий вопрос анкеты.
Одним из приоритетных задач в решении данной проблемы около половины респондентов определяют активизацию деятельности молодежи через создание спортивных секций и клубов по интересам (45%) и привлечение их к активной общественной жизни (36%).
Третья часть респондентов считают, что решение данной проблемы зависит от целенаправленной воспитательной работы, организации встреч и бесед, пропаганда через СМИ политики «Молодежь против наркотиков».
К ужесточению уголовной ответственности за хранение и реализацию наркотиков как средства в решении данной проблемы призывают 34% респондентов.
Вопрос отношения к наркоманам является важным по многим психологическим, гуманным, этическим, и, наконец, социальным аспектам.
За направление на принудительное лечение в специальные лечебные учреждения и изоляцию наркоманов от общества высказались соответственно 62% и 25% респондентов.
Привлечение к уголовной ответственности для 27% опрошенных является необходимым и естественным.
Продажу в аптеках по рецептам наркологов наркотических веществ и легализацию употребления слабых наркотиков поддерживают соответственно 8% и 3% респондентов данного социологического исследования.
Главной причиной девиации Р. Мертон считал разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с теми типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере отношения американцев к такой цели, как достижения богатства.
Первый тип поведения - «конформность» - предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.
Второй тип девиантного поведения - «инновация» - предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами достижения как, занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех. Отсюда предрасположенность к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.
Третий этап - «ритуализм» - предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по мнению Мертона, у представителей низшего слоя среднего класса. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.
Четвертый тип - «ретритизм» - предполагает отрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.
Пятый тип — «бунт» - предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.
Известный социальный антрополог Я. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди, отнюдь не ведут себя как «инкубаторные», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.
Нормативная личность - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей. Социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они - основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».
Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:
Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.
Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждения личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.
Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Таким образом, для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношения людей, складывающихся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.
Многие поступки не подпадают под нормы и вместе с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).
Социальные отклонения столь же разнообразны, как сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.
Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого, даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, также разнообразны, как и сами люди, их совершающие.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие «может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т.д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.)».