Социометрия - это теоретическое направление в изучении малых социальных групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующие свои выводы на большие социальные группы и общество в целом; количественное измерение эмоциональных отношений в малых группах. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения, социальных явлении дал Дж .. Л. Морено, американский социопсихолог. По нему, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. «Микросоциология, - писал Морено, - фактически возникла с появлением моей теории «социальной микроскопии». В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии». Изучение «первичных атомистических структур человеческих отношений» рассматривалось, Морено как «предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований» .
Методологически оправданное и грамотное использование арсенала социометрических методов позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, достигать практических результатов в комплектовании коллективов, в повышении эффективности их деятельности.
Обоснованность и плодотворность применения методов социометрии в прикладных социологических исследованиях прежде всего связаны с логически верным пониманием такого сложного социального образования, как малая группа. К элементарным и вместе с тем обязательным параметрам, или чертам, группы относят: ее композицию (состав), структуру и процессы, происходящие в ней.
Состав группы зависит от численности и основных признаков ее членов: пола, возраста, образования, профессии, национальности и т. д.; структура группы - прежде всего от функций, обязанностей каждого члена группы в их совместной деятельности. Это так называемые признаки формальной структуры. Одновременно с формальной структурой группы существует и неформальная, базирующаяся на межличностных отношениях.
Групповые процессы - это в первую очередь такие процессы, которые организуют деятельность группы. С одной стороны, это совокупность предписаний, правил, которыми обязаны руководствоваться ее члены в сфере их формальных, служебных контактов, с другой — «неписаные» нормы, отношения, добровольно принятые и разделяемые членами сообщества.
Существует около 50 различных оснований для классификации малых групп. Такие группы различаются:
- по времени существования (долговременные и кратковременные);
- по степени тесноты контактов;
- по особенностям целей, объединяющих людей;
- по специфике социально-демографических признаков членов малых групп.
Для анализа, интерпретации результатов социометрии принципиальное значение имеют такие понятия, как «группа членства» и «референтная группа».
Группа - это своего рода «геометрическая», пространственная характеристика сообщества. Вторая - тех, кто в совокупности создает «значимый круг общения». Признак референтности отношений во многих прикладных разработках становится ведущим для объяснения процессов, протекающих в группах. Ориентация на тот или иной «круг общения» объясняет, почему некоторые люди, формально принадлежащие к группе членства, не связывают себя с нею, проявляют отклоняющееся, конфликтное по отношению к ней поведение и, наоборот, люди, формально стоящие вне этой группы, на деле близки ей, принимаются ею. По отношению развития межличностных отношений, несущих в себе групповые интересы и ценности, выделяются четыре типа групп:
- диффузная группа, в которой взаимоотношения опосредуются прежде всего симпатиями - антипатиями, но не характером деятельности;
- ассоциация, для которой «цементирующим составом» отношений выступают преимущественно личностные цели;
- корпорация, в которой эти личностно значимые цели антисоциальны по своей направленности;
- коллектив, объединяющий людей, связанных между собой личностно значимыми целями и общественно ценными установками. Эта классификация распространяется и на малые группы.
Изложению процедурных аспектов социометрии предпошлем рассмотрение двух ключевых понятий, характеризующих уже не саму группу, а положение в ней индивида, являющегося членом этого сообщества. Первое понятие - «статус». Оно обозначает место индивида в системе жизнедеятельности группы, в развитии групповых процессов. Статус, прежде всего, определяется ведущей функцией члена группы, его обязанностями перед ней. Он интегрирует одновременно в себе черты, объективно присущие индивиду, и то, как воспринимается окружающими исполнение им своих функций. Присутствует в статусе индивида и статус самой группы, ее место в более широком социальном контексте. Второе понятие -«социальная роль индивида». Она зависит от функций, несомых индивидом и одновременно возлагаемых на него группой. В силу подвижности функций, изменения восприятия индивида окружающими, роста и падения престижа группы эта роль - образование многомерное и динамичное. На изучение социальных ролей внутри малых групп, на измерение структуры взаимоотношений в группе в целом и направлены социометрические методы.
В техническом, узкопроцедурном отношении социометрия - это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. Все начинается с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми всегда сложны, зачастую противоречивы и изменчивы, постольку выбор критерия становится задачей, требующей при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп, и понимания, учета конкретных особенностей поведения, жизнедеятельности группы, и владения техникой измерения. Критерий должен быть индикатором взаимоотношений.
Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении, форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования. Он должен:
- нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;
- не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;
- быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;
- содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;
- включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;
- убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.
Социометрические критерии разделяются на два основных класса: коммуникативные («социометрические тесты») и гностические («тесты социальной перцепции»). Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто - отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее. Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые приоткрывают перед исследователем «вход» в сферу неформальных отношений.
Практика социометрических опросов выработала следующие рекомендации:
- чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев; особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;
- число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.
Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура).
Особым разделом прикладной социологии является социометрический театр - метод группового тренинга, использующий закономерности группового межличностного взаимодействия. Этот метод имеет две разновидности: социодрама-моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций и психодрама-психодрама - моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций при лечении разных соматических заболеваний.