Законодательная деятельность Парламента
Стадии законодательного процесса. 1. Законодательная инициатива.
Субъектами законодательной инициативы являются депутаты Парламента и Правительство. Государственные органы (кроме Правительства), граждане (кроме депутатов Парламента), общественные объединения не обладают правом законодательной инициативы. Но они могут разрабатывать проекты законов и вносить их в Мажилис лишь через депутатов и Правительство.
Выделяются следующие принципы законодательной инициативы:
1) Принцип равенства всех субъектов законодательной инициативы. Это означает, что все субъекты имеют право внести законопроект по любому вопросу, отнесенному к законотворческой деятельности. Равенство субъектов выражается и в том, что законопроекты должны рассматриваться в порядке очередности, независимо от занимаемого субъектами положения, их должности, возраста. Несоблюдение этого порядка есть нарушение права законодательной инициативы.
2) Принцип отсутствия препятствий для реализации законодательной инициативы. Субъект права законодательной инициативы может реализовать свое право в любой момент, не согласовывая ни с кем свое желание. Планирование законодательной деятельности Парламента не должно этому препятствовать.
3) Право законодательной инициативы должно быть реализовано самим субъектом, обладающим им. Никто вместо депутата не может вносить законопроекты. Правительство может вносить законопроекты только от
своего имени.
4) Внесенный субъектом права законодательной инициативы законопроект принимается и рассматривается Палатой (Палатами Парламента Республики Казахстан). Парламент свое решение не связывает с волей субъекта законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы осуществляется в следующих формах:
- внесения проектов новых законов;
- внесения проектов законов об изменениях, дополнениях и отмене действующих законов;
- внесения проектов нормативных постановлений Парламента по вопросам введения в действие законов.
2. Рассмотрение законопроекта.
Законопроект рассматривается Мажилисом Парламента.
3. Принятие закона.
Законопроект принимается Мажилисом Парламента большинством голосов. Конституционные законы принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Мажилиса. Принятый законопроект передается в Сенат, где рассматривается в течение не более шестидесяти дней со дня получения Сенатом проекта. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом. Конституционные законы принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Сената.
Отклоненный проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный Сенатом проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.
Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур. 4. Подписание и обнародование закона.
Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия представляются на подпись Президенту, который в течение пятнадцати рабочих дней подписывает представленный закон и обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Не возвращенный в течение названного срока закон считается подписанным. Законы республики вступают в силу после их подписания Президентом.