Понятие, предмет, метод, система земельного права.
Предметом земельно-правового регулирования являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание. В этих отношениях земля выступает объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве главным средством и условием производства. При всей множественности выполняемых землей экономических, социальных и иных функций ее объективные особенности предполагают необходимость комплексного, координированного правового регулирования земельных отношений.
Содержание земельных отношений зависит от видов и форм собственности на землю, проводимых в обществе экономических и социальных преобразований, конкретных целей, задач земельной политики.
Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельного правового регулирования. Исходя из содержания земельного законодательства, к общей части следует отнести институты: права собственности на землю; права землепользования; государственного управления земельным фондом; защиты права собственности и иных вещных прав на землю; юридической ответственности за земельные правонарушения; земельного процесса. Нормыинститутов общей части земельного права действуют напрямую либо опосредованно — через нормы институтов особенной части. Последними они конкретизируются,
детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.
Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель. В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты,
определяющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначения; земель
населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного
несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий;
земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.
Институты особенной части отражают специфику, особенности правового регулирования отношений управления, использования и охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда.
Методы земельного права: императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.
Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров
поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон,
предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои
взаимоотношения в рамках установленных пределов.
Метод земельного права содержится в самой нормативно- правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и, наконец, саму возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.
Система принципов земельного права обладает целым рядом регулятивно-
функциональных качеств: а) непосредственно регулирует земельные отношения; б)
выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании
конкретного земельного правоотношения; в) определяет основные направления, служит
ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения; г) обеспечивает
системность земельно-правового регулирования; д) служит правовым индикатором
соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов
земельных правоотношений. Анализ современного земельного законодательства
позволяет выделить следующую систему принципов: