ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В реформировании экономики государством был взят курс на всемерное привлечение иностранного капитала, создание для этого комплекса притягательных факторов.
Эту твердую позицию постоянно отстаивает Президент Республики КазахстанН.Назарбаев, особо подчеркивая, что "наша задача - представить Казахстан в глазах мирового сообщества как привлекательное место для инвестиций, активно привлекать инвесторов в наиболее важные отрасли".
Если в 1994 г. инвестиции в основной капитал республики составили 80,9 млрд. тенге ($2,26 млрд.), то на начало 1998 г. их стало 114,9 млрд. тенге ($2,5 млрд.).
За шесть месяцев 1998 г. освоение инвестиций в республике в основной капитал составило 65 920 млн. тенге (869,6 млн.).
В нее вкладывают сегодня свои финансовые ресурсы около 40 стран. Их общий объем превысил 7 млрд. долл. США.
Наибольший поток инвестиций - 43,9 % - пришелся на нефтегазовый комплекс.
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Одним из приоритетных направлений экономической реформы, проводимой в Казахстане, определено становление и развитие малого предпринимательства.
На начальном этапе этой работы была утверждена Правительственная программа поддержки малого и среднего бизнеса на 1994-1996 гг., привлечены средства финансовых организаций.
В апреле 1998 года Указом Президента Н.Назарбаева было создано Агентство по поддержке малого бизнеса.
Эти меры способствовали увеличению числа малых предприятий в республике.
Их число выросло с 11.464 ед. в 1994 г. до 112.500 ед. на начало 1998 г. или почти в 10 раз. Количество действующих составляет в настоящее время 52.2 тыс. единиц.
Частных предприятий в 1994 году насчитывалось 18.673 ед.
Общая численность работающих в секторе малого предпринимательства увеличилась до 913,6 тыс. чел., что составляет 20 % от общей численности занятых, из них 195,9 тыс. чел. заняты в индивидуальном предпринимательстве, 271,6 тыс. чел. - в фермерских хозяйствах.
Президент Казахстана Н.Назарбаев в представленном 30 сентября 1998 г. Парламенту докладе "Об основных направлениях внешней политики Республики Казахстан" отметил, что за последние годы внешняя политика Казахстана успешно прошла стадию становления и прочно утвердилась в качестве неотъемлемого элемента нашей государственной политики:
Создан надежный пояс безопасности по всему периметру границ.
Создан прорыв по ряду сложных проблем с Россией: по статусу Каспийского моря, взаимным финансовым претензиям, арендной плате за космодром "Байконур". Фундамент двусторонних отношений укреплен декларацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированной в XXI век.
По восходящей линии развивается сотрудничество с Китаем, увеличился объем торговли, завершена делимитация границы.
Создана прочная база стабильных взаимоотношений в Центральноазиатском регионе. Подписан Договор о вечной дружбе трех государств: Казахстана, Узбекистана, и Кыргызстана.
В азиатской политике Казахстана ведущее место занимает сотрудничество с Японией. Заключен первый крупный контракт с японскими инвесторами в нефтегазовом секторе.
Серьезные позитивные изменения претерпело сотрудничество с Турцией и странами Персидского залива. Укрепляются политические и экономические связи. Проводится активная работа в сфере транспортировки энергоресурсов, существенно усилилась их инвестиционная деятельность в Казахстане. Оживились казахстанско-египетские отношения.
Есть основания быть удовлетворенными объемом политического и экономического сотрудничества с Италией, Бельгией, рядом стран Центральной Европы.
Особо важное значение имеет для Казахстана сотрудничество с США. Первым из государств Центральной Азии Казахстан вывел в ноябре 1997 года свои отношения с США на уровень стратегического партнерства. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ
ЦЕЛИ И СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.
ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА ОТКРЫТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВНУТРЕННИХ СБЕРЕЖЕНИЙ. Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.
ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев улучшать экологическую среду.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.
ИНФРАСТРУКТУРА, В ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.
Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики. Экономика республики Казахстан