Отсталая колониальная экономика Казахстана, перенесшая разорительные последствия первой мировой и гражданской войн, оказалась ещё в более тяжелом положении, чем промышленно развитые регионы страны.
В 1920 – 1921 гг. восстанавливались лишь отдельные предприятия, а в целом этот процесс успешно развернулся только во второй половине 1922 г. Переломным в восстановлении народного хозяйства республики стал 1923 г.
Восстановление промышленности и транспорта Казахстана завершилось в условиях перехода страны к социалистической индустриализации. К этому времени значительно окреп и начал развиваться социалистический сектор в промышленности и на транспорте, возникший после Октября 1917 г. на базе национализированных частных предприятий, его удельный вес во всей промышленности Казахстана достигал 64, а в крупной - 97,2%. Все железнодорожные линии, а также водные артерии с их подвижным составом, пристанями и т.д. также находились в государственной собственности.
Осуществление социалистической индустриализации страны, курс на которую был намечен на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г., натолкнулось в Казахстане на ряд серьезных трудностей. Главной из них была социально-экономическая отсталость республики, в условиях которой казахскому народу предстояло, по замыслам Коммунистической партии и Советского правительства, совершить стремительный переход от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Восстановление народного хозяйства, в особенности промышленности, затянулось. К началу 1926 г. промышленность республики достигла лишь 61, а сельское хозяйство - 82,9% уровня 1913 г.
К началу индустриализации богатые месторождения угля, нефти, цветных металлов и других ископаемых в республике только начали изучаться, поэтому новое промышленное и железнодорожное строительство проводилось во многих случаях без должной подготовки.
Основная борьба разгорелась между двумя точками зрения. Согласно первой, главным проводником, которого был Ф.И. Голощекин, Казахстану отводилась роль сырьевой базы промышленно-развитых регионов страны.
Против этого выступал крупный политический деятель С.Садвакасов, который поддерживал идею индустриализации с максимальной выгодой для республики и с учетом ее экономических возможностей, природных и человеческих ресурсов. Он отмечал, что политика партии и ее руководителей на окраинах мало, чем отличаются от прежней политики, которая видела в окраинах, главным образом, сырьевую базу для центральной промышленности.
Богатейшие месторождения полезных ископаемых стали основой для преимущественного развития тяжелой индустрии в Казахстане, в особенности ее добывающих отраслей - нефтяной, угольной и цветной металлургии, которые на длительное время определили индустриальный облик республики, характер сырьевой направленности ее промышленности. На базе реконструированных предприятий работали Риддерский полиметаллический комбинат, Карсакпайский медеплавильный комбинат, Иртышский медеплавильный завод и др. Были построены Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты, строились Текелийский полиметаллический и Джезказганский медеплавильный комбинаты, Усть-Каменогоркий свинцово-цинковый завод и др. Это были в большинстве своем предприятия цветной металлургии, крупнейшие не только в Казахстане, но и в стране.
Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940 г. приходилось на долю Карагандинского бассейна, ставшего третьей после Донбасса и Кузбасса угольной кочегаркой страны.
По добыче нефти Казахстан вышел на третье место (после России и Азербайджана). Развивалась химическая промышленность: был реконструирован Чимкентский химфармзавод, в 1939 г. вошел в строй Актюбинский химкомбинат, начавший производить фосфорные удобрения. Успешно работал Аралосульфат, началась подготовка к освоению богатейших месторождений фосфоритов Каратау и т.д.
Восстановление старых, строительство новых и техническая реконструкция предприятий, в особенности в тяжелой индустрии, требовали создания соответствующей мощной энергетической базы. В связи с этим были построены Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, теплоэлектростанции Балхашского медеплавильного комбината, Чимкентского свинцового завода, Актюбинского химкомбината, Ачисайского полиметалического комбината и др. Производство электроэнергии в республике возросло по сравнению с 1913 г. в 486 раз.
Значительные успехи были достигнуты в легкой и пищевой промышленности: вошли в строй и успешно работали обувная и две швейные фабрики в Алма-Ате, кожевенный комбинат и мясокомбинат в Семипалатинске, Гурьевский рыбоконсервный и Алма-Атинский плодоовощной комбинаты, первые сахарные заводы в Талды-Кургане, Мерке и Джамбуле, табачная фабрика в Алма-Ате, ряд мельничных комбинатов, хлебо- и маслодельных заводов.
Другой особенностью индустриального развития Казахстана в этот период было выдвижение на передний план наряду с цветной металлургией, нефтяной, угольной и другими в основном добывающими отраслями, тяжелой промышленности, транспорта, в особенности железнодорожного. В 1928-1940 гг. железнодорожная сеть республики увеличилась почти на 50% и достигла 6581 км. Были построены Туркестано-Сибирская железная дорога, соединившая Сибирь со Средней Азией, основные участки трансказахстанской магистрали, сыгравшие большую роль в освоении природных богатств Центрального Казахстана. Линии Рубцовск-Риддер обслуживала предприятия цветной металлургии Восточного Казахстана, Уральск-Илецк связала районы республики с Оренбуржьем и другими промышленно развитыми областями России.
Но, несмотря на огромные успехи Казахстана в индустриальном развитии, в этом процессе имелись существенные проблемы и недостатки. Главным из них была сырьевая направленность промышленности республики.
В республике отсутствовали предприятия по обработке нефти и газа, цветных металлов, не говоря уже о машиностроении, в особенности его ведущих отраслей – таких, как станкостроение, приборостроение, автомобилестроение, производство тракторов, других сельхозмашин и т.д. Из-за слабости или отсутствия ряда ведущих отраслей легкой промышленности большинство предметов потребления (одежда, обувь, ткани и т.д.) ввозились из-за пределов республики. Кроме угля, нефти, руды из Казахстана в Россию, Среднеазиатские и другие республики вывозились соль, хлопок, зерно, шерсть и другие сельскохозяйственные продукты и сырье.
Казахстан ввозил большое количество машин, металлических изделий, цемента, лесных грузов и др. в основном из России.
Однобокое развитие промышленности Казахстана, заложенное еще в колониальный период и продолженное в последующее время, в том числе и в послевоенные годы, сказывается до сих пор.
Индустриальное развитие Казахстана в 1926-1940 гг. Имело ряд крупных социально-экономических последствий, к числу которых в первую очередь следует отнести превращение его из аграрного в индустриально-аграрный, рост городов и удельного веса горожан в составе населения республики и формирование рабочего класса, в особенности его национальных кадров, начало создания инженерно-технической интеллигенции, а также другие социально-демографические изменения в составе населения.