Усложнение экономического положения СССР и в не меньшей, если не большей степени Казахстана, как составной части СССР были обусловлены: деформацией структуры народного хозяйства; затянувшимся продолжением неэффективности общественного производства; недостатками 8 инвестиционной сфере; медленным освоением экономических и правовых методов управления народным хозяйством; снижением плано-производственной и трудовой дисциплины и т.д. Условиях возникла объективная необходимость в оздоровления-экономики. Политика проведения так называемой коренной перемещение Управления экономикой была единой для всех республик тогда существующего СССР. Основная суть перестройки сводилась к переходу от административных методов управления на всех уровнях экномическим. к широкой демократизации управления, активизации человеческого фактора.
По существу, реформа 80-х годов была дальнейшим развитием реформы 1965 г. с целью более глубокого осуществления перестройки экономики. Для реализации цели реформы 80-х годов предполагалось широкое использование следующих механизмов:
Расширение границ самостоятельности предприятий, с целью повышения эффективности функционирования первичных звеньев производства. В связи с этим был введен принцип: самостоятельности, самоуправления, самоокупаемости и самофинансирования.
Расширение самостоятельности без учета психологической и организационной подготовленности предприятий породило групповой эгоизм. Это привело к нарушению внутрипроизводственных и межрайонных связей и манипуляции цен. Многие предприятия получили право выхода на внешний рынок, в основном это были предприятия добывающих отраслей народного хозяйства, которые использовали это в своих узких эгоистических интересах, оставляя у себя и в зарубежных банках валютную выручку, что не способствовало пополнению государственного бюджета
В целом границы экономической самостоятельности определяются тремя факторами: уровнем обобществления производства и развития межхозяйственных связей; границами собственности на средства производства: качеством подготовки кадров, методов и инструментарием хозяйствования,
Однако, сложившаяся в СССР общая ориентация на длительную перспективу усиливала процесс огосударствления собственности, углубление интеграции, которые при несовершенстве методов и инструментари) управления сдерживали инициативу, предприимчивость на местах и ограничивали хозяйственный маневр.
Через самостоятельность, заинтересованность и ответственное осуществляется самоуправление предприятиями. Ответственность предприятий представляет собой их объективную зависимость друг от друга как субъектов общественного разделения труда и проявляется в различных формах: хозрасчетных, административных, правовых и моральных Эти формы ответственности должны нести предприятия: во-первых, перед обществом за удовлетворение народнохозяйственных потребностей и эффективность использования ресурсов; во-вторых, перед непосредственными потребителями их продукции и услуг; в третьих, за техническое состояние производства, за уровень оплаты труда и решение других социальных вопросов.
самоуправление заключается в том, что предприятие, исходя из ших потребностей народного хозяйства и населения, само состав- Ра пааН производства и реализации продукции и услуг. Таким образом уСЛовиях хозяйствования предприятия сами определяют производственную программу, заботятся о своем материальном обеспечении и Снимаются реализацией товарной продукции. В этих условиях предприятия должны проявлять инициативу, предприимчивость и заниматься маркетингом. А в 80-е годы к решению подобных вопросов кадры не были подготовлены. Не были четко отработаны механизмы конкретных форм экономических, политических, и правовых отношений между государством, трудовым коллективом и отдельными работниками.
3. Важным хозяйственным механизмом перестройки является хозяйственный расчет. В годы перестройки предлагалось две модели хозяйственного расчета.
Первая - нормативное распределение прибыли. Механизм распределения прибыли в первой модели следующий. Из выручки от реализации продукции (услуг) в первую очередь возмещаются издержки производства и производятся отчисления в фонд заработной платы. Фонд заработной платы образуется по нормативу к чистой продукции, а в добывающей отрасли - к единице продукции в натуре (т.м.куб).
Оставшаяся часть является балансовой прибылью, из которой осуществляется: плата за фонды, трудовые ресурсы, отчисление в государственный и местный бюджет, в фонды министерства, уплачиваются проценты банку за кредит.
После остается остаточная прибыль, из которой формируются фонды: развития производства, науки и техники, социального развития, материального поощрения, валютных отчислений и создается финансовый резерв.
Второе - нормативное распределение хозрасчетного дохода, которое осуществляется следующим образом. Во-первых, из выручки от реализации продукции (услуг) возмещаются материальные затраты. Оставшаяся часть является валовым доходом, из которого осуществляются: плата за фонды и трудовые ресурсы, отчисления в государственный и местный бюджеты, фонды министерства, уплачиваются проценты банку за кредит.
После остается хозрасчетный доход, из которого формируется фонды: Развития производства, науки и техники, социального развития, валютных отчислений, единый фонд оплаты труда, создается финансовый резерв. При первой модели гарантируется определенный уровень зарплаты, ее относительно ограничен, при второй - максимальный уровень не ограничивается, но и не гарантируется минимальный.
Перестройка хозрасчета предполагала введение следующих новществ, переход от самоокупаемости к самофинансированию, т.е. от пропорционального к расширенному воспроизводству; ориентацию на конечные результаты, главным показателем экономической эффективности является хозрасчетный доход; укрепление нормативной основы хозяйственного расчета в двух усредненной меры удельного веса расхода ресурсов на единицу деления определенного качества, т.е. норм, регулирующих производственую деятельность предприятий; нормативы распределения прибыли |
модель), хозрасчетного дохода (2 модель), т.е. нормы, регулирующие распределительные отношения.
На практике доход государства от управления экономикой под воздействием эйфории демократии и пуск работы директорского корпуса нас»мотек породили групповой эгоизм, что привело к спаду, производства чрезмерному возвеличиванию роли прибыли. Директорский корпус предприятий стал манипулировать ценами в целях у величения прибыли. Прибыль предприятий и хозяйственных организаций Казахстана в 1990 г. га сравнению с 1985 г. увеличилась в 2,4 раза, а в 1991 г. - в 4,8 раза. Pocт безтоварной прибыли при спаде производства порождал незаработаннук
заработную плату работников, обострение дефицита потребительского рынка, эмиссию денег и инфляцию.
В этих условиях появилась настоятельная необходимость в оздоровлении экономики. В конце 1989 г. Правительство СССР выдвигает три варианта экономической реформы. Первый - умеренные структурные изменения в экономике, что означает отказ от реформы ценообразования
ограничение прав и самостоятельности предприятий, влияние на производителей через директивные запреты. Доля национального дохода потребление и непроизводственное строительство будет составлять 8+ 86%, а на производственное накопление - 14-16%. Второй - широкомасштабная реконструкция производственного потенциала, прежде всего базовых отраслей промышленности и транспорта. Доля потребления национального дохода снижается до 80%, а накопления - увеличится и» 20%. Решение социальных проблем откладывается на 1996-2005 гг. Откладывается также проведение экономической реформы по совершенстве ванию структуры экономики, развитию потребительского рынка и укрелению социальной инфраструктуры.
Эти меры экономической реформы так и остались на бумаге. В 1990 г. в научных учреждениях разрабатывается программа "500 дней ", которую предполагалось осуществить в четыре этапа. Первые 100 дней - так называемая программа чрезвычайных мер, предполагающая: равенство
всех прав субъектов хозяйствования; разгосударствление и приватизацию собственности; ограничение дотации; реформу системы Госбанка СССР. Второй - 100-й -250-й дни - программа либерализации цен и жесткие финансовые ограничения; третий - 250-Й-400-Й дни этап стабилизации
рынка на основе интенсификации процесса разгосударствления. К 400- му дню из государственной собственности должны быть преобразованы в акционерные, проданы или переданы в аренду до 30-40% основных фондов промышленности, до 50% строительства и транспорта, не менее 60% торговли, общепита, бытовых услуг. Намечалось снятие государственного контроля над ценами по 70-80% продукции и услуг. Четвертый -400-й-500-й дни - так называемый этап начала подъема. Согласно про
грамме к 500-му дню из государственной собственности должны быть преобразованы в акционерные, проданы или переданы в аренду не менее 70% предприятий промышленности, 80-90% строительства, автотранспорта, оптовой и розничной торговли. Эта программа также не прижилась из-за своей необоснованности.
В декабре 1990г. тогдашний Верховный Совет СССР одобрил "Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике". Согласно этой программы предполагалось создание общесоюзного рынка на основе формирования единого экономического пространства, интегрирующего все республики и регионы СССР. "Основные направления..." так же предполагалось осуществить в четыре этапа.
Первый - программы чрезвычайных мер, предполагающие стабилизацию народного хозяйства путем стабилизации взаимных поставок предприятий РазгосУдаРствления и приватизации собственности, стабилизации внешнеэкономических связей, защиты денежных сбережений населения. Второй - жесткие финансовые ограничения и гибкая система ценообразования. На этом этапе намечалось оздоровление финансового ц денежного обращения, реформа ценообразования и банковской систем^ Третий - этап формирования рынка на основе расширения масштабов разгосударствления и приватизации собственности, развития рыночной инфраструктуры, поддержания предпринимательства и развития конку, ренции и т.д. Четвертый - этап завершения периода стабилизации, что предполагает достижение устойчивости развития экономики, финансов улучшение потребительского рынка, демонополизацию экономики.
Ориентируясь на "Основные направления..." в республиках стали разра- батываться программы по стабилизации экономики и перехода к рынку. Од. нако еще в прямом подчинении союзным органам управления находились:
оборонные заводы, не подлежащие конверсии, и предприятия, связанные с использованием ядерной технологии;
продуктопроводы и линии дальних связей;
магистральные железные дороги и объекты Министерства обороны СССР.
Республикам были предоставлены права осуществлять законодательное регулирование владения, пользования, распоряжения всеми национальными богатствами, находящимися на их территории. Одновременно республики несли ответственность: за развитие своих территорий, осуществление экономической политики на основе самостоятельного формирования структуры управления народным хозяйством, системы республиканских и местных налогов, сборов и обязательных платежей, решения вопросов регулирования цен, доходов и социальной защиты населения.
Таким образом, Казахстан вместо самостоятельной разработки экономической политики до приобретения полного суверенитета осуществлял тактическое реагирование на действия России, которая, в свою очередь, ориентировалась на программы перехода к рынку Польши, Югославии и других стран.
Начавшаяся в конце 1990 г. ориентация на рыночные отношения в экономике республики в следующем году потребовала пересмотра программ перехода к рынку вследствие распада СССР в декабре 1991 г.
Отсюда усложнение экономического положения СССР в 80-е годы выдвинуло проблему оздоровления экономики. Политика проведения коренной перестройки управления экономикой сводилась к переходу от административных методов управления на всех уровнях к экономическим, к широкой демократизации управления.
Среди демократических и экономических механизмов регулирования народным хозяйством особое внимание уделялось самостоятельности предприятий на основе самопланирования, усиления хозрасчетных методов хозяйствования на основе самоокупаемости и самофинансирования.
В конце 1990 г. Верховный Совет СССР одобрил "Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике", которые не отличались принципиально новыми концептуальными положениями от предыдущих программ. На основе "Основных направлений" Казахстан путем осуществления тактического реагирования на действия России составил "Программу стабилизации экономики Казахской СССР и перехода к рынку". Но этим программам не суждено было осуществиться в результате развала СССР в 1991 г.
Таким образом, вхождение экономики Казахстана в рынок происходит в условиях кризиса в экономической и социальной сферах, который обусловлен многими внешними и внутренними причинами, допущенными просчетами в ходе осуществления перестройки и экономических реформ.