Модель макроэкономического кругооборота
В результате взаимодействия макроэкономических субъектов между ними формируются взаимосвязи, определяющие устойчивые закономерности развития всей национальной экономики. Анализ этих взаимосвязей проводится на базе общей модели кругооборота продуктов и доходов. Модель народнохозяйственного кругооборота отображает устойчивые реальные и денежные потоки между экономическими субъектами. В теории макроэкономики различают три модели кругооборота:
• модель кругооборота в закрытой экономике без участия государства и иностранного сектора. Эта модель охватывает только два сектора: частные домашние хозяйства и предпринимательский сектор.
• модель кругооборота с участием государства. Государство влияет на кругооборот благ в обществе посредством заказов предпринимательскому сектору, выступает в качестве производителя благ, оказывает поддержку домашним хозяйствам и бизнесу и получает от них налоги.
• модель кругооборота в открытой экономике. Данная модель предусматривает участие иностранного сектора. Иностранный сектор связан с экономической системой тремя способами: через импорт товаров и услуг, через экспорт товаров и услуг и через международные финансовые операции.
На рис.1.1 схематично представлена модель народнохозяйственного кругооборота с участием всех четырех макроэкономических субъектов: домашних хозяйств, фирм, государства и заграницы. Взаимосвязь государства, домашних хозяйств, фирм и иностранного сектора осуществляется через рынок благ, факторов производства и финансовый рынок.
На рынке факторов производства встречаются домохозяйства и фирмы. Фирмы реализуют по рыночным ценам блага, произведенные с помощью приобретенных у домохозяйств факторов производства, и получают от их продажи доход в размере Y .
Так как все полученные фирмами доходы без остатка распределяются на факторные доходы, то от продажи факторов производства домашние хозяйства получают доход в размере Y .
С полученного дохода домашние хозяйства уплачивают государству налоги в размере Т. Располагаемый доход ( Y - T ) распределяют на потребление (С) и сбережение ( S ).
Государство взимает с домашних хозяйств налоги в размере Т, и осуществляет государственные закупки в размере G .
Взаимоотношения национальной экономики с иностранным сектором отражаются на рынке благ через показатель чистого экспорта ( NE = Е - Z ) и на рынке капитала через показатель чистого экспорта капитала ( NKE = КЕ - KZ ).
Взаимосвязь между потоками расходов и доходов отражается в бюджете каждого макроэкономического субъекта. Бюджет будет сбалансирован, если суммарные значения указанных потоков будут равны между собой. На основе схемы, представленной на рис.1.1, составим бюджеты четырех макроэкономических субъектов.
В целях упрощения допустим, что экспорт и импорт осуществляется непосредственно между фирмами, в результате отечественные фирмы формируют предложение как отечественных, так и импортных благ.
Бюджет домашнего хозяйства: Y = С + T + S .
Бюджет фирмы: Y + Z = C + I + G + E .
Бюджет государства: G = Т + ( G - Т), где ( G - Т) - дефицит государственного бюджета.
Бюджет иностранного сектора: Z = Е + ( Z - Е), где ( Z - Е) -чистый импорт, финансируемый притоком капитала.
Исходя из равенства национального продукта и национального дохода, имеем: C + I + G +( E - Z )= C + T + Z .
Преобразовав уравнение получим: I +( G - T )= S +( Z - E ).
Если бюджет не сбалансирован, то у данного экономического субъекта произошло изменение в составе имущества. Если бюджет сбалансирован, то весь произведенный национальный продукт будет потреблен.