Социологический эксперимент

Социологический эксперимент - метод сбора и анализа эмпи­рических данных, направленный на проверку гипотез относитель­но причинных связей между явлениями. Обычно (в реальном экс­перименте) эта проверке производится путем вмешательства экс­периментатора в естественный ход событий: он создает или изыс­кивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетич­ную причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие предположением.

Эксперимент как исследовательско-преобразовательная деятель­ность является формой практики, и его результаты применимы в качестве критерия истины. Но для достижения такой силы доказательства эксперимента должен соответствовать требованиям, удов­летворение которых в социологии крайне трудно. Во-первых, тре­буется достичь внутренней валидности эксперимента - увереннос­ти в том, что именно изучаемый фактор, а не какой-либо иной, яв­ляется причиной зарегистрированного изменения. Во-вторых, тре­буется достичь внешней валидности эксперимента-уверенности в том, что полученные выводы можно распространять на внеэкспе-риментальные ситуации, что выявленная зависимость является за­кономерной для аналогичных условий. По характеру объекта ис­следования различаются реальные и мысленные эксперименты. Для реального эксперимента характерно целенаправленное вмешатель­ство в действительность, проверка объяснительных гипотез путем планомерного изменения условий социальной деятельности. В мысленном эксперименте проверке гипотез подвергаются не ре­альные явления, а информация о них. Как реальные, так и мыслен­ные эксперименты приводятся обычно не на генеральной совокуп­ности объектов исследования, а на модели (соответственно, на на­турной или знаковой модели) - на репрезентативной выборке. Среди мысленных экспериментов следует различать эксперимент на ма­тематические модели, другие приемы экспериментального анали­за ранее собранной информации и эксперимент экс-постфактум (раз­новидность мысленного эксперимента, не основывающегося на ана­лизе уже собранной информации, а предполагающего сбор данных для проверки гипотез о причинных связях).

По характеру предмета исследования различаются эксперимен­ты, направленные на проверку предполагаемых причинных зави­симостей внутри определенной сферы или определенного вида социальной деятельности. Выделяются также социологические эксперименты, направленные на проверку причинно-следственных связей между параметрами различных сфер, видов и аспектов дея­тельности, с конечной целью выявить закономерности, пронизы­вающие всю деятельность данного социального субъекта.

По специфике поставленной задачи различаются научные и при­кладные, проективные и ретроспективные, однофакторные и мно­гофакторные эксперименты.

Научные эксперименты нацелены на приобретение нового знания, прикладные - на получение практического эффекта. Эти две функции

тесно взаимосвязаны, один и тот же эксперимент является обычно и элементом исследования, и элементом управления. Но в преимуще­ственно научном эксперименте основным критерием его результатив­ности является надежность выводов, в преимущественно прикладном-достижение определенного реального эффекта.

Проективные эксперименты направлены в будущее: исследова­тель проектирует проявление определенных следствий, вводя в действие определенные причины. Как особую разновидность про­ективного эксперимента можно выделить созидательный экспери­мент, нацеленный на проверку проекта принципиально новых уп­равленческих решений. Реальный эксперимент является всегда проективным, мысленный - обычно ретроспективным, направлен­ным в прошлое, - исследователь анализирует информацию о со­вершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших наличные следствия. Мысленные эксперименты могут быть и проективными, если они используются для прогнозирова­ния будущих событий и если их выводы проверяются реальными экспериментами и др. методами исследования.

По характеру экспериментальной ситуации различаются конт­ролируемые и неконтролируемые, лабораторные и полевые экспе­рименты. На результаты неконтролируемых экспериментов оказы­вают влияние неэкспериментальные факторы. Характер и степень их влияния при этом малоизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. Научно достоверный результат достигается в подобных экспериментах путем повторных опытов в различных условиях и с различными группами испытуемых, чтобы достичь вза­имное погашение влияния побочных факторов. Контролируемый эксперимент предполагает выравнивание прочих условий на экспе­риментальном и контрольном объектах, кроме воздействия экспери­ментального фактора, и периодичное измерение значений как экспе­риментальных, так и неэкспериментальных переменных. Контролем всех основных переменных обеспечивается повторяемость экспери­мента. Контролируемый социологический эксперимент практически невозможен, но имеет существенное значение как идеал внутренней валидности эксперимента.

В лабораторном эксперименте пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Этим увеличиваются возможности конт­роля над переменными. Но выигрыш в обеспечении внутренней ва-лидности эксперимента может означать проигрыш во внешней ва-лидности - с большим трудом добытый «чистый эффект» опреде­ленного фактора может оказаться довольно далеким от реальных условий, от закономерностей реального социального поведения.

В полевом эксперименте ситуация воздействия эксперимен­тального фактора близка к естественным условиям, но и гораздо менее контролируема. Среди полевых экспериментов различают активно направленные и естественные. Активно направленным является эксперимент, в котором исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, приводящий, по его гипотезе, к опре­деленным следствиям. В естественном эксперименте воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий. По логичной структуре доказательства гипотезы, различаются парал­лельные и последовательные эксперименты. В параллельном экс­перименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов исследования, экспериментальный и контрольный груп­пы. Экспериментальной является группа, на которую оказал воз­действие экспериментальный фактор, контрольной - та группа, где его воздействия не было. Во всем остальном условия деятельности этих групп выровнены, выровнен и состав групп. Если в экспери­ментальной группе после воздействия исследуемого фактора наблю­даются определенные изменения, а в контрольной группе - нет, ги­потезу можно считать подтвержденной.

Таким образом, проведение эксперимента в социологических исследованиях - явление сложное. Потому что проведение экспе­римента связано с немалыми хлопотами и трудностями. Но прове­дение социологического эксперимента позволяет получить весьма уникальные информации, добыть их иными методами навряд ли возможно.

Предмет: