Вы здесь

Социология семьи

Семья - это основанное на браке или кровном родстве объеди­нение людей, связанных общностью быта и взаимной ответствен­ностью. Являясь необходимым компонентом социальной структу­ры любого общества и выполняя множественные социальные фун­кции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, че­рез нее продолжается род. В семье происходит первичная социа­лизация и воспитание детей, а также в значительной части реали­зуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных чле­нах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и жен­щиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юриди­чески оформленными, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развити­ем прежде всего общественным потребностям, нормам и санкци­ям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем рассматривается как основанная на браке или кровном род­стве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сущность семьи через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потреб­ностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и выте­кают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организация досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, вза­имопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качествен­ном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с при­общением нового поколения к научным и культурным достижени­ям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотв­ращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств к жиз­ни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, органи­зует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управле­ния семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках ма­тери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое поло­жение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взва­ливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый -формирование личности ребенка, развитие его способностей и ин­тересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, от­цом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом соци­ального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоко­нравственного отношения к труду; привитие им чувства коллекти­визма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, со­блюдать нормы социалистического общежития и поведения; обо­гащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработ­ке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект -систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий -постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, числен­ность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и ха­рактер отношений между его членами. Он включает идейно-нрав­ственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосфе­ру, жизненный опыт, образование и профессиональные качества ро­дителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрос­лых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и об­щественностью. Особый и весьма важный компонент - специ­фика самого процесса семейного воспитания.

Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с раз­ными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наи­более полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духов­ной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы соци­альных установок и формирования жизненных планов. Обществен­ные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Все большее значение социологи придавали и придают комму­никативной функции семьи. Можно назвать следующие компо­ненты этой функции (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата в семье.

Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть спло­ченной, развивать способности и интересы, удовлетворять куль­турные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует прежде всего отнести ее идей­но-нравственные устои, коллективистские отношения, психологичес­кий климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устрем­ления.

Единство гражданственности и устойчивых нравственных от­ношений оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи, особенно на детей. Наиболее мощным средством в комплексе этих влияний является характер отношений между суп­ругами. Это особенно четко вырисовывается, если посмотреть на жизнь семьи не только глазами взрослых, но и детей. Они (судя по результатам многих исследований) особенно ценят трудолюбие родителей, их активное участие в общественной жизни, а также внутрисемейные отношения, которым присущи дружба, коллекти­визм, сердечность и доброта, взаимная доброта, взаимная забота и взаимопомощь, единство семейных и общественных интересов. Подлинная духовная близость детей с родителями старшими - это такое отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые со­кровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая, все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые внутри­семейные отношения оказывают положительное влияние на все­стороннее формирования личности.

Цементируют эти отношения и усиливают их влияние семей­ные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве куль­туры и духовной жизни, в обеспечении, преемственности поколе­ний, в развитии общества и личности. Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом отношения и опыт вплоть до конкретных поступков и действий. Непосредственным носителем и воспроизводителем общенародных традиций является семейный коллектив.

Воспитательная сила традиций состоит, прежде всего в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколе­нием наиболее естественным путем. В семье, где немало добрых традиций, больше условий для нейтрализации отрицательного вли­яния на детей отдельных ошибок родителей.

Конфронтация как тип отношений в семье - это противобор­ство супругов, столкновение их взглядов. В центре столкновений нередко оказываются вопросы воспитания детей.

Существование характеризуется тем, что внешне семьи живут вполне благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каж­дый живет своей жизнью. Главная черта таких отношений - не­вмешательство в дела друг друга. Даже родители предпочитают не вмешиваться в дела детей.

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчи­вый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним - психологическая атмосфера). Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результа­те совокупности настроения членов семьи, их душевных пережи­ваний и волнений, отношения друг другу, к другим людям, к рабо­те, к окружающим событиям.

Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат.

Исходной основой благоприятного психологического климата является супружеская совместимость, в первую очередь такой ее компонент как, общность идейно-нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенно­сти и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлеж­ность к своей семье, высокая внутренняя принципиальность, от­ветственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовнос­тью помочь в любую минуту.

Важный показатель благоприятного психологического климата семьи - стремление ее членов проводить свободное время в до­машнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать.

Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрес­сиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положитель­ных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое поло­жение к лучшему, то само существование семьи становится пробле­матичным. Вопрос этот подробнее рассматривается при обсуждении семейных конфликтов и разводов.

Брак - это санкционированная и регулируемая обществом фор­ма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Первой формой общественного регулирования половых от­ношений считается, дуально-родовой, или групповой брак, ха­рактерный для стадии первобытного общества. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзо­гамия). То есть групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бы­товому коллективу.

В дальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших одному поколению, и затем по­степенно сменился парным браком. Вначале при парном браке суп­руги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена - в род мужа (патрило-кальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пере­житки группового брака.

Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак упрочивается, дает начало моногамному браку, укрепляющему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формой брака становится именно моногамия; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней сокращается.

Заключение брака - один из основных параметров брачности, а прекращение, брак - разводимости и овдовения. В демографии каж­дый такой факт рассматривается как демографическое событие и как изменение брачного состояния, а последовательность таких фактов в поколении - как демографический процесс.

Брачное состояние - это положение лица по отношению к инсти­туту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны. Различают не состоящих в браке и состоящих в браке. В условиях моногамного брака не состоящие в браке делят­ся: никогда не состоявшие в браке, вдовых и разведенных. Перечис­ленные категории брачного состояния считаются основными и выде­ляются в большинстве разработок статистических данных. При бра­ке, разводе, овдовение происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую, совокупность таких переходов есть процесс воспроизводства брачной структуры населения, которое в демографии рассматривается как составная часть воспроизводства населения.

Учет распределения населения по категориям брачного состоя­ния необходим при изучении брачности, прекращения брака, фор­мирования и развития семьи, а также процессов рождаемости и смертности. Брачное состояние лица определяется при переписи или обследовании населения обычно по принципу самоопределе­ния (т.е. со слов опрашиваемых) и не всегда совпадает с тем, что записано в документах, а это приводит к неполной сопоставимо­сти данных из различных источников.

Для понимания термина брачности необходимо иметь представ­ления о таких понятиях, как «брачный рынок», брачный круг, брач­ный выбор (т.к. от их наличия и формирования зависит брач-ность).

«Брачный рынок» - это термин, применяемый для условного обозначения системы соотношений численностей различных групп бракоспособного населения. Ситуация на «брачном рынке» зави­сит от числа потенциальных брачных партнеров в населении на данной территории, его возрастной - половой структуры. В связи с тем, что традиции и социокультурные нормы предостерегают, что жена, как правило должна быть моложе мужа, ситуация на «брач­ном рынке» определяется соотношением числа молодых, не состо­ящих в браке женщин и не женатых мужчин несколько более стар­шего возраста. Неблагоприятная ситуация вызывается диспропор­цией численность полов, возникающей в результате военных по­терь или резких изменений уровня рождаемости, а так же несбалан­сированных по полу массовых миграций.

Брачный круг - это совокупность возможных брачных партне­ров. Брачный круг-определяется системой норм общества, а также социально-экономическим положением партнеров, особенностями их личностных качеств. Система общения, определяющая брачный круг, может включать кроме индивидуальных межличностных кон­тактов также подбор брачных пар.

На формирование брачного круга, его динамику и состав значи­тельно влияет ситуация на «брачном рынке». Диспропорция чис­ленности бракоспособных лиц в населении приводит к сужению брачного круга лиц одного пола, имеющих численный перевес (в этих условиях брачное состояние пополняется за счет лиц, кото­рые прежде не рассматривались в качестве потенциальных брач­ных партнеров, т. е. брачные предпочтения ослабевают), и соответ­ствует расширению брачного круга лиц другого пола.

Брачный выбор - это выбор брачного партнера в рамках данно­го брачного круга. На брачный выбор влияют социальные, эконо­мические, культурные, психологические и антропологические кри­терии, при этом значение каждого из них изменяется во времени. В традиционных обществах с их сословными границами доминиру­ющее значение имело социальное положение семьи будущего парт­нера. В последствии на первый план выдвигаются экономические факторы. Лишь в рамках одного круга социально и экономически приемлемых партнеров допускается выбор по другим признакам и проявляется влияние антропологических (возраст, внешние дан­ные), психологических (взаимная симпатия) и тому подобных фак­торов. В современном обществе (когда в значительной мере утра­чивают значение социальные, экономические, этнические и рели­гиозные барьеры) на первое место выступают психологически, культурные и антропологические критерии выбора. Сила влияния отдельных факторов на брачный выбор измеряется индексами брач­ности. Изучения закономерностей брачного выбора необходимо для прогнозирования «удачности» брака, его прочности, а также для практической деятельности различных служб семьи.

Предмет: