Местные представительные органы

Порядок формирования, компетенцию местных представительных органов регулируют Конституция, закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г., конституцион-

ный закон «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 г. и другие нормативные акты.

Представительным органом населения на территории области, рай­она, города (кроме города районного подчинения и района в городе) явля­ется маслихат. Маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударствен­ных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контро­лируют их осуществление.

Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Ка­захстан, достигший 20-ти лет. Гражданин республики может быть депута­том только одного маслихата.

Аппарат маслихата обычно состоит из секретаря, председателя реви­зионной комиссии, организационного отдела, советников (консультантов), консультанта-организатора, референтов.

Секретарь маслихата является должностным лицом, работающим в маслихате на постоянной основе и ему подотчетным. Он избирается из числа депутатов и освобождается от должности маслихатом на сессии. По­рядок внесения предложений об избрании секретаря маслихата и освобож­дения его от должности определяется регламентом маслихата. Доброволь­ное сложение секретарем своих полномочий может быть осуществлено по его заявлению. В случае непринятия маслихатом отставки секретарь впра­ве сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи за­явления. При отсутствии секретаря маслихата его полномочия по распоря­жению председателя сессии маслихата временно осуществляются предсе­дателем одной из постоянных комиссий данного маслихата.

Секретарь маслихата:

- организует подготовку сессии маслихата;

- оказывает содействие депутатам маслихата в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой инфор­мацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депута­тов от выполнения служебных обязанностей для участия в работе маслихата;

- контролирует рассмотрение запросов депутатов руководителями структурных подразделений местной администрации;

- возглавляет аппарат маслихата, руководит его деятельностью, назна­чает на должность и освобождает от должности его служащих;

- регулярно представляет в маслихат и председателю его сессии ин­формацию об обращениях избирателей и о принятых по ним мерам;

- организует взаимодействие маслихата с органами местного само­управления;

- выполняет по решению маслихата либо поручениям председателя его сессии иные функции.

Важная роль в организации и деятельности маслихата принадлежит ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия избирается на срок полно­мочий маслихата для контроля за исполнением местного бюджета. В со­став ревизионной комиссии могут включаться лица, не являющиеся депу­татами маслихата. Ревизии могут проводиться по решению маслихата,

принимаемому по предложению акима, ревизионной комиссии, не менее одной трети от общего числа депутатов маслихата. Права и обязанности, порядок работы ревизионной комиссии определяются регламентом масли-хата.

К ведению маслихатов относится:

- утверждение планов, экономических и социальных программ разви­тия территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;

- решение отнесенных к их ведению вопросов местного ад­министративно-территориального устройства;

- рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных орга­нов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихатов;

- образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслиха-тов, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопро­сов, связанных с организацией работы маслихата;

- утверждение по представлению акима схемы управления ад­министративно-территориальной единицей;

- утверждение правил, за нарушение которых законодательством уста­новлена административная ответственность;

- участие в распределении средств, выделяемых для финансирования республиканских программ и иных мероприятий, осуществление контроля за их расходованием;

- принятие решений о выпуске, условиях, размещении и реализации лотерей, а также о заимствовании средств у вышестоящего бюджета или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года и только при наличии в соответствующем бюджете средств, предназначенных на погашение основной суммы займа и вознаграждения (интереса) по нему;

- внесение представлений об утверждении схемы районной планиров­ки области, проекта генерального плана застройки областного центра, городов республиканского значения и столицы в Правительство Рес­публики Казахстан, утверждение генеральных планов застройки на­селенных пунктов;

- образование и утверждение по представлению местного ис­полнительного органа состава административной, наблюдательной комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, по охране па­мятников истории и культуры и других специальных комиссий;

- осуществление в соответствии с законодательством республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан. Маслихаты вправе принимать обязательные правила, за на­рушение которых предусматривается административная ответственность. Это правила:

- застройки территории населенных пунктов;

- охраны и содержание земель, лесов, водных ресурсов, уникальных объектов природы, а также памятников истории и культуры;

- торговли в общественных местах;

- общественного порядка, пожарной и дорожной безопасности, безо­пасности на водах;

- меры по предотвращению эпидемий и эпизоотий;

- охраны инженерных коммуникаций;

- санитарной очистки территорий;

- использования рекламы, вывесок, объявлений и других информаци­онных материалов;

- пользованием общественным транспортом;

- благоустройство территории, содержание и защита зеленых насажде­ний;

- содержания домашних животных;

- парковки автотранспорта;

- общественного порядка в условиях стихийных бедствий или других чрезвычайных условиях, мероприятия по предупреждению и ликви­дации их последствий;

Установленные маслихатом правила не должны противоречить зако­нодательству республики Казахстан и подлежат официальному опублико­ванию.