Порядок формирования, компетенцию местных представительных органов регулируют Конституция, закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г., конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 г. и другие нормативные акты.
Представительным органом населения на территории области, района, города (кроме города районного подчинения и района в городе) является маслихат. Маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.
Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший 20-ти лет. Гражданин республики может быть депутатом только одного маслихата.
Аппарат маслихата обычно состоит из секретаря, председателя ревизионной комиссии, организационного отдела, советников (консультантов), консультанта-организатора, референтов.
Секретарь маслихата является должностным лицом, работающим в маслихате на постоянной основе и ему подотчетным. Он избирается из числа депутатов и освобождается от должности маслихатом на сессии. Порядок внесения предложений об избрании секретаря маслихата и освобождения его от должности определяется регламентом маслихата. Добровольное сложение секретарем своих полномочий может быть осуществлено по его заявлению. В случае непринятия маслихатом отставки секретарь вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления. При отсутствии секретаря маслихата его полномочия по распоряжению председателя сессии маслихата временно осуществляются председателем одной из постоянных комиссий данного маслихата.
Секретарь маслихата:
- организует подготовку сессии маслихата;
- оказывает содействие депутатам маслихата в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения служебных обязанностей для участия в работе маслихата;
- контролирует рассмотрение запросов депутатов руководителями структурных подразделений местной администрации;
- возглавляет аппарат маслихата, руководит его деятельностью, назначает на должность и освобождает от должности его служащих;
- регулярно представляет в маслихат и председателю его сессии информацию об обращениях избирателей и о принятых по ним мерам;
- организует взаимодействие маслихата с органами местного самоуправления;
- выполняет по решению маслихата либо поручениям председателя его сессии иные функции.
Важная роль в организации и деятельности маслихата принадлежит ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия избирается на срок полномочий маслихата для контроля за исполнением местного бюджета. В состав ревизионной комиссии могут включаться лица, не являющиеся депутатами маслихата. Ревизии могут проводиться по решению маслихата,
принимаемому по предложению акима, ревизионной комиссии, не менее одной трети от общего числа депутатов маслихата. Права и обязанности, порядок работы ревизионной комиссии определяются регламентом масли-хата.
К ведению маслихатов относится:
- утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;
- решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;
- рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихатов;
- образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслиха-тов, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;
- утверждение по представлению акима схемы управления административно-территориальной единицей;
- утверждение правил, за нарушение которых законодательством установлена административная ответственность;
- участие в распределении средств, выделяемых для финансирования республиканских программ и иных мероприятий, осуществление контроля за их расходованием;
- принятие решений о выпуске, условиях, размещении и реализации лотерей, а также о заимствовании средств у вышестоящего бюджета или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года и только при наличии в соответствующем бюджете средств, предназначенных на погашение основной суммы займа и вознаграждения (интереса) по нему;
- внесение представлений об утверждении схемы районной планировки области, проекта генерального плана застройки областного центра, городов республиканского значения и столицы в Правительство Республики Казахстан, утверждение генеральных планов застройки населенных пунктов;
- образование и утверждение по представлению местного исполнительного органа состава административной, наблюдательной комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, по охране памятников истории и культуры и других специальных комиссий;
- осуществление в соответствии с законодательством республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан. Маслихаты вправе принимать обязательные правила, за нарушение которых предусматривается административная ответственность. Это правила:
- застройки территории населенных пунктов;
- охраны и содержание земель, лесов, водных ресурсов, уникальных объектов природы, а также памятников истории и культуры;
- торговли в общественных местах;
- общественного порядка, пожарной и дорожной безопасности, безопасности на водах;
- меры по предотвращению эпидемий и эпизоотий;
- охраны инженерных коммуникаций;
- санитарной очистки территорий;
- использования рекламы, вывесок, объявлений и других информационных материалов;
- пользованием общественным транспортом;
- благоустройство территории, содержание и защита зеленых насаждений;
- содержания домашних животных;
- парковки автотранспорта;
- общественного порядка в условиях стихийных бедствий или других чрезвычайных условиях, мероприятия по предупреждению и ликвидации их последствий;
Установленные маслихатом правила не должны противоречить законодательству республики Казахстан и подлежат официальному опубликованию.