После октябрьского переворота 1917 г. отсталый в экономическом, политическом и культурном отношении Казахстан, должен был минуя капиталистическую стадию развития, приступить к строительству социализма. Начиная с этого момента он, вплоть до распада СССР, проводил политику Центра по социально-экономическому развитию республики.
26 августа 1920 г. Казахстан был провозглашен автономной республикой в составе РСФСР, а 5 декабря 1936 г. преобразован в союзную республику в составе СССР, который был образован в декабре 1922 г.
Возникновение социалистического способа производства в Казахстане началось с разрушения зарождающегося капиталистического способа производства, утверждения общественной (государственной) собственности на средства производства.
Первоочередной политической задачей было овладение советской властью командных высот в народном хозяйстве. Первыми шагами экономической политики были: конфискация скота и имущества у баев, зажиточных крестьян, вплоть до середняков; введение рабочего контроля над производством; национализация банков, фабрик и заводов, что и было сделано во исполнение соответствующих Декретов и Положений.
Для Казахстана, как аграрного края, важное значение в экономике имело преобразование сельского хозяйства. На основании "Декрета о земле" ликвидировалось право собственности на землю, отменялась всякая частная собственность и устанавливалось исключительное право собственности государства на землю.
В республике необходимо было ликвидировать дискриминацию национальностей в вопросе землепользования и водоснабжения, вводилась политика уравнительного землепользования. В этих целях осуществлялись следующие меры: возвращались казахам земли, отчужденные в собственность Сибирскому, Уральскому, Семиреченскому казачьим войскам; ликвидировались земельные привилегии русских кулаков и возвращались казахам земли, захваченные во время массовых откочевок после подавления восстания 1916 г.;
уравнивались права на воду крестьян-казахов с русскими крестьянами;
обеспечивалось равноправие всех национальностей при наделении землей.
Естественно, для разрешения этих сложных вопросов требовалась
разработка эффективного механизма реализации принятых мер. Шла ожесточенная классовая борьба.
Большой урон экономике Казахстана нанесла гражданская война (1918- 1920 гг). Поголовье скота в республике в 1920 г. по сравнению с 1913 г. уменьшилось на 45,5%, посевные площади сельскохозяйственных культур - на 22%. Валовый сбор зерна сократился в 3,2 раза. Продукция тяжелой промышленности в 1920 г. к уровню 1913 г. сократилась на 50,3%, а численность рабочих уменьшилась вдвое. Удельный вес продукции промышленности во всей продукции народного хозяйства снизился до 6,3% против 15% в 1913 г.
В этих условиях Советская власть ввела политику военного коммунизма, которая заключалась в осуществлении следующих мер:
полная национализация всей промышленности и ее мобилизация на производство вооружения. На базе мелких, кустарного типа предприятий создавались кустарно-промысловые артели и налаживалось производство продукции, в которой нуждалась армия;
была запрещена свободная торговля и введена организация централизованного государственного распределения продуктов по классовому принципу;
в Казахстане была введена государственная хлебная монополия, которая осуществляла продразверстку. Для проведения срочных перевозок военных грузов на предприятиях вводилась трудовая повинность, в основном подводная повинность по транспортировке грузов.
В годы гражданской войны создаются органы хозяйственного управления, которые не имели полной самостоятельности. В 1919 г. был учрежден Кыргызский (Казахский) Совет народного хозяйства, в 1920 г. Киргизское промышленное экономическое бюро ВСНХ. Ридерское и Киргизское акционерное общества были переданы в ведение Сибирского совнархоза, в составе которого организовано управление свинцово-цинковых предприятий республики. Очевидно, это является началом централизации управления промышленностью Казахстана.
В экономической литературе отмечается, что к концу гражданской войны и началу восстановительного периода, так называемого переходного периода от капитализма к социализму, в Казахстане сложились пять общественно-экономических укладов:
Патриархальный, куда относились хозяйства кочевых и полукочевых районов, то есть натуральное крестьянское хозяйство.
Мелкотоварное производство, куда относились середняцкие хозяйства переселенческих деревень, казачьих станиц, а также середняцкие хозяйства оседлых казахских аулов и кустари в городах.
Частнохозяйственный капитализм, представленный зажиточными хозяйствами переселенцев казачьих станиц, баев, которые были связаны с рынком и применяли наемный труд.
Государственный капитализм, который существовал в форме кон-Цессий, предоставленных иностранному капиталу в аренду государственных предприятий, частной торговли на комиссионных началах.
Социалистический сектор, к нему относились национализированные немногочисленные крупные промышленные предприятия, железная Дорога, банки, предприятия оптовой торговли.
Исторически сложившаяся многоукладная экономика, естественно, пришла в противоречие с политикой военного коммунизма, которая предполагала жесткую централизацию управления и распределения.
К тому же истощенная гражданской войной экономика требовала огромных средств для восстановления, росло недовольство крестьян продразверсткой, что объективно требовало разработки новой экономической стратегии и тактики, для хозяйственного возрождения и политического упрочнения союза рабочего класса и крестьянства.
В этих условиях необходима была разработка новой экономической политики (НЭП), которая предусматривала:
отказ от политики военного коммунизма, начав это с сельского хозяйства путем замены продразверстки продналогом;
разрешение свободной торговли и снятие запрета на частный рынок;
восстановление мелкой кустарной промышленности, не требующей больших затрат, средств и привлечение к этому частного капитала;
привлечение иностранного капитала в форме концессии и создание смешанных государственно-частных предприятий.
В 1921-1928 гг. шло восстановление народного хозяйства Казахстана после гражданской войны, которое происходило в специфических условиях, вызванных экономической и культурной отсталостью края, сложным переплетением общественно-экономических и национальных отношений.
В аграрном секторе Казахстана реформа проводилась в три этапа. В 1921-1922 гг. решалась задача ликвидации национального неравенства в использовании земли и водопользования. В 1923-1925 гг. в республике развернулось массовое землеустройство. За аулами закреплялись зимовки, пахотные и сенокосные угодия, сезонные пастбища, кочевые пути и участки для оседания. В 1926-1928 гг. осуществлялись меры по ликвидации докапиталистических отношений в сельском хозяйстве в пользу бедноты. Этот процесс шел в два этапа: на первом был проведен передел наиболее ценных земельных угодий; на втором - конфискация и распределение среди бедноты скота и имущества баев.
В перестройке мелкотоварного крестьянского хозяйства большая роль отводилась кооперации. По данным переписи 1926 г., в сельском хозяйстве Казахстана насчитывался 1221 тыс. хозяйств, из них 751 тыс. казахских (61,5%). Животноводство давало 67% валовой и более 75% товарной продукции республики.
Наиболее распространенными формами кооперации в Казахстане в первые годы НЭПа были кредитные товарищества, потребительские и простейшие сельскохозяйственные кооперативы. Колхозы возникали в основном в оседло - земледельческих районах. Однако колхозное движение в годы восстановления шло медленно и объединяло лишь 1,5% хозяйств. Не получило большого развития и совхозное производство. В 1925 году в Казахстане имелось 35 совхозов. В 1926 году было создано несколько овцеводческих совхозов для расширения сырьевой базы шерстяной промышленности. В отличие от России, где совхозы создавались на базе крупных помещичьих имений, в Казахстане они создавались на пустом месте. Так, в 1924 г. в Южном Казахстане организовался совхоз - гигант "Пахта - Арал".
Восстановление промышленности в республике, которая базировалась в основном на переработке сельскохозяйственного сырья задержалось из- за жута 1921-1922 гг. Затруднялось кооперирование мелкой промышленности. Так, в 1923 г. из 2645 действовавших промышленных предприятий доля частных предприятий составила 84,4% и только 12% были государственными предприятиями. Восстановление и развитие промышленности шло медленно, так как выделенных средств из союзного бюджета было мало, а средства республики в основном шли на подъем сельского хозяйства. Особое внимание уделялось шерстомойным предприятиям как поставщикам сырья для центральных районов России, Шымкентскому сантонинному заводу, производящему продукцию на экспорт и нужды здравоохранения. Из отраслей тяжелой промышленности приоритет отдавался нефтяной и золотодобывающей отраслям.
Для ускорения восстановления крупных промышленных предприятий в 1921-1923 гг. проводится концентрация производства, ас 1924 г. осуществляется реорганизация управления промышленностью. Кирпромбюро ВСНХ было преобразовано в ЦСНХ КазАССР. Создаются тресты: "Ем- банефть", "Екибастуз", "Павлодар сольтрест", "Кожмехтрест" и другие. На развитие народного хозяйства Казахстана в 1920-1928 гг. было вложено 36,2 млн.руб.
Однако, все же накануне первых пятилеток Казахстан оставался аграрный республикой как сырьевой придаток России. В структуре всей продукции, производимой народным хозяйством республики, доля животноводства составляла 54,1%, земледелия - 27,4%, промышленности - 13,5%, лесного хозяйства - 2,8%, рыболоводства и охоты - 2,2%.
В восстановительный период народное хозяйство Казахстана после гражданской войны, хотя и медленно, идет по линии укрепления аграрного сектора и промышленности на основе развития кооперации, стимулирования развития крупных промышленных предприятий, преобразования управления ими с усилением сырьевой направленности.