Вы здесь

Народное хозяйство Казахстана в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг)

В годы Великой Отечественной войны резко возросла роль восточных районов СССР в укреплении обороноспособности Союза. В начале войны фашистской Германией были оккупированы важные экономические районы СССР где проживало свыше 40% населения, производилось 68% чугуна, 58% стали, 60% алюминия, 38% зерна, добывалось 63%угля. В этих услови­ях резко возросла роль Казахстана в производстве угля, нефти, цветных и черных металлов, продукции сельского хозяйства и машиностроения.

Переход промышленности на военный лад требовал изменения профи­ля предприятий, что в свою очередь потребовало изменения технологичес­ких процессов, новых форм организации производства. Возникли пробле­мы с обеспечением кадров. Было законсервировано строительство некото­рых начатых объектов: Усть-Каменгорской ГЭС, Большого Жезказгана, Кызыл-Ординской плотины, железной дороги Акмола - Павлодар и др.

Военная обстановка внесла изменения в ранее установленные эконо­мические связи между регионами СССР Если до войны промышленность Казахстана получала материально-технические средства из центрально­го и юго-западного районов СССР, то в связи с войной нарушились связи со многими районами, а в ряде случаев совсем прекратились. В связи с этим возникла необходимость создания собственной машиностроитель­ной базы. Мобилизация на фронт мужского населения выдвинула про­блему кадров и трудовых ресурсов. В плановом порядке были перерасп­ределены трудовые ресурсы республики между отраслями в соответствии с важностью предприятий и строек для обороны.

Существенное влияние на отраслевую структуру промышленности республики оказало размещение эвакуированных предприятий из времен­но оккупированных районов СССР. В республику в середине осени 1942 г. прибыло 142 эвакуированных предприятия, которые были размещены в различных городах Казахстана. Так, в Алматы был размещен Луганский завод тяжелого машиностроения и др., в Семипалатинске - Киевская, Азов­ская и Артемовская обувные фабрики и др., в Атырау - завод нефтяного оборудования и др., в Акмоле - Ореховский моторемонтный завод и др., в Шымкенте - Воронежский станкостроительный завод (прессов-автоматов) и ДР-, в Актобе - завод рентгеновской аппаратуры и многие другие.

Из эвакуированных в республику предприятий 107 предприятий в ко­роткий срок вступили в строй. Оборудование остальных перебазирован­ных предприятий в основном легкой и пищевой промышленности было передано вновь строящимся или действующим на территории республи­ки предприятиям. Так, на оборудовании завода "Электроцинк" из Орджо­никидзе был ускорен пуск Усть-Каменогорского цинкового завода. По мере освобождения оккупированных районов значительная часть оборудова­ния была реэвакуирована.

Наряду с размещением перебазированных предприятий из оккупированных районов СССР Казахстан решал задачи по созданию собственной машиностро­ительной базы и по дальнейшему развитию тяжелой промышленности.

До войны в экономической политике упор делался на осуществление программы по всесоюзному разделению труда в целях создания единого народнохозяйственного комплекса СССР. В связи с этим специализация экономических районов и союзных республик СССР осуществлялась с учетом исторически сложившихся структур народного хозяйства регио­нов и республик, сказывалась и политика централизованного распреде­ления ресурсов.

Специфической особенностью Казахстана является то, что здесь пер­воначально зародилась из обрабатывающих отраслей промышленности металлообработка. Это было обусловлено, на наш взгляд, двумя фактора­ми. Во-первых, промышленность первоначально возникала очагами в местах концентрации полезных ископаемых при низком уровне концент­рации производства. Во-вторых, рудники, шахты, нефтепромыслы и дру­гие предприятия снабжались производственным оборудованием из уже сложившихся центров машиностроения СССР

В республике развернулось крупное капитальное строительство объек­тов, имевших прямое отношение к снабжению фронта. Прежде всего, акцент делался на ускоренное развитие цветной и черной металлургии, угольной промышленности, электроэнергетики и т.д. В годы войны вош­ли в строй Донской хромитовый рудник, Актобинский ферросплавный завод - первенцы черной металлургии Казахстана, Жездинский марган­цевый рудник, началось строительство Текелийского свинцово-цинкового и Усть-Каменогорского цинкового комбината и многие другие.

Учитывая важное стратегическое значение сырьевых ресурсов Казах­стана в годы войны, капитальные вложения в основном направлялись на развитие топливно-энергетического и металлургического комплексов. В результате в 1945 г. валовая продукция промышленности по сравнению с 1940 г. возросла на 37%. Производство за 1941-45 гг. увеличилось в 1,5 раза, угля более 1,7 раза. Казахстан давал 30% общесоюзной выплавки меди 50% добычи медной руды, 60% - марганцевой и производил 85% всесоюзного свинца. Росли мощности предприятий легкой и пищевой мышленности, Продукцией которых снабжались армия и население.

Объем продукции легкой промышленности увеличился на 77%, мясной и молочной - на 30%.

В республике за годы войны были построены и введены в действие 1631 км железных дорог общего пользования и 449 км подъездных путей к предприятиям. Среди них важное значение имели тупиковые линии Тараз _ Шолактау, Талдыкорган - Текели. Эти дороги соединили Каратауский горнохимический и Текелийский свинцовоцинковые комбинаты с Туркестано-Сибирской железной дорогой. А подъездной путь Агадырь-Акшатау в центральном Казахстане соединил Акшатауский вольфрамовый ком­бинат с Карагандинской железной дорогой. В 1942 г. была сдана в эксп­луатацию железнодорожная линия Атырау-Кандыгаш, которая в 1944 г. была продолжена до г. Орска. Благодаря Ембинской нефти открылся пря­мой выход на Урал и Поволжье. Объем грузооборота железнодорожного транспорта Казахстана в 1945 г. по сравнению с 1940 г. возрос на 30%.

В годы войны большую роль в снабжении армии и населения продо­вольствием сыграло сельское хозяйство Казахстана. В 1941-42 гг. рес­публика разместила 1,2 млн. голов скота, эвакуированного из оккупиро­ванных районов, начиная с 1943 г., стала возвращать скот в освобожден­ные районы. В течение 1943-44 гг. было возвращено более 500 тыс. голов скота. За годы войны Казахстан дал государству более 4,8 млн.т. зерна, 1,2 млн. т. сахарной свеклы и 960 тыс.т. молока, 600 тыс.т. мяса.

Серьезное внимание республика уделяла размещению эвакуированного населения. На территории Казахстана было размещено свыше 1 млн. человек.

Промышленный потенциал республики возрастает по двум линиям: по линии размещения эвакуированных предприятий из оккупированных районов; по линии развития собственной промышленной базы на основе богатейших минерально-сырьевых ресурсов.

В 1941-45 гг. основной упор делается на цветную металлургию, раз­витие топливно-энергетического комплекса и сельского хозяйства, куда направлялись в основном капитальные вложения.

Отличительной особенностью экономики Казахстана является то, что сформировались и начали развиваться два важнейших звена промышлен­ного комплекса - черная металлургия и машиностроение. Первое - на базе богатейших запасов минерально-сырьевых ресурсов и потребности народного хозяйства. Второе - на основе перехода от металлообработки к собственному машиностроению, используя собственные ресурсы и обо­рудование, оставленные эвакуированными предприятиями.

Не умаляя роли эвакуированных промышленных предприятий в подъе­ме производительных сил республики (часть из которых были реэвакуиро­ваны), все же следует отметить опережающие темпы роста добывающих отраслей промышленности над темпами роста обрабатывающих отраслей.

Тест тест