Факторы совокупного спроса. К факторам, влияющим на изменение совокупного спроса можно отнести цену и ряд неценовых факторов, в частности: демографические процессы, географические особенности, национальные и исторические традиции, имущественную дифференциацию населения, изменение реального дохода, налоговую политику государства, приобретение новых технологий, колебания курсов национальных валют и др.
Так, увеличение размера реального дохода или потребительские ожидания по увеличению размера дохода могут привести к увеличению совокупного спроса. Ожидаемый потребителем инфляционный рост цен и повышение уровня налогов приводят к снижению совокупного спроса. Задолженность потребителей, например, связанная с приобретением товаров в кредит, также изменяет объём совокупного спроса: высокий уровень задолженности потребителя может заставить его снизить текущие расходы, чтобы выплатить долги, а это в свою очередь уменьшит объём совокупного спроса.
Увеличение инвестиционных расходов бизнеса приводит к увеличению совокупного спроса, и наоборот, уменьшение таких расходов способствует его сокращению. Причинами увеличения размеров инвестиций могут служить: снижение процентной ставки, налогов, ожидаемый рост прибыли, приобретение новых технологий (что снижает издержки и увеличивает прибыль) и резервные мощности предприятия (увеличение избыточных мощностей на предприятии будет сокращать инвестиционные расходы ).