По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Договор перевозки пассажира - взаимный, возмездный и в отличие от договора перевозки грузов консенсуальный.
Форма договора перевозки пассажиров и багажа письменная, он оформляется соответственно проездным билетом и багажной квитанцией. В перечисленных документах указываются существенные условия договора. Договоры перевозки пассажиров в основном разовые, заключаются в целях однократного проезда тем или иным транспортом. Когда речь идет о перевозках пассажиров городским и пригородным транспортом, то применяются и договоры перевозки, заключаемые на определенный (обычно месячный) срок, в течение которого организация перевозчик обязуется перевозить пассажира. Такие договоры могут носить и личный характер, например, когда перевозчик осуществляет перевозки определенной категории лиц на льготных условиях. Разовый пассажирский билет может быть выдан как индивидуально, так и на перевозку группы лиц, заключенный таким образом договор перевозки не носит личного характера, однако, после начала перевозок он действителен только по отношению к лицу, группе лиц начавших (им) путь следования по билету. Передача, перепродажа в пути следования проездных билетов запрещается (п. 5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа речным транспортом Республики Казахстан). При воздушной же перевозке договор приобретает личный характер, перепродажа и передача билета другому лицу запрещается. В случае установления факта перепродажи или передачи билет аннулируется, и стоимость его не возвращается. Заключение договора (выдача билетов) производится на основании документа, удостоверяющего личность пассажира (п. 8 Временных правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан).
Каждый пассажир обязан иметь проездной билет, перевозчик обязан обеспечить его продажу до указанного пассажиром пункта назначения (при условии, что с тем или иным пунктом имеется сообщение). Если пассажир утратил или испортил проездные документы, то они не возобновляются, уплаченные за них деньги также не подлежат возврату.
Для железнодорожных перевозок пассажиров имеет значение вид используемого поезда. В частности, в зависимости от скорости различают скоростные, скорые и пассажирские поезда (соответственно и перевозки). Исходя от расстояния следования поезда делятся на дальние, местные и пригородные. Поезда, где предусматривается повышенное качество обслуживания, делятся на фирменные. Также имеют значение тип вагона, место, где размещается пассажир. При перевозках водным транспортом имеет значение класс предоставляемых кают (либо может быть предусмотрена перевозка на палубных местах). Воздушные перевозки пассажиров предусматривают градацию в зависимости от класса салона (уровня обслуживания), где будет размещен пассажир.
Права и обязанности сторон в общем виде определяются в Гражданском кодексе, более подробно они указаны в Законе РК "О транспорте", по перевозкам пассажиров отдельными видами транспорта они конкретизируются в нормативных актах, регулирующих тот или иной вид перевозок пассажиров, однако в основных чертах их нормы совпадают с нормами указанного закона.
Публичный характер договора перевозки особо конкретизируется для договора перевозки пассажира. Ему предоставляется право приобрести билет на любой вид транспорта и по любому маршруту, открытому для пассажирских перевозок. По заключенному договору пассажир имеет право занять место в транспортном средстве в соответствии с билетом. Это касается как категории места, так и конкретного места в транспортном средстве.
Для обеспечения потребностей пассажиров имеют значение не только сами непосредственные условия перевозки, но и наличие необходимой инфраструктуры, соответствующего вспомогательного сервиса.
Наиболее полно требования, касающиеся этого, закреплены в ВУЖД, причем они имеют значение не только для железнодорожных перевозок пассажиров, но и перевозок пассажиров другими видами транспорта. Станции, открытые для выполнения операций, связанных с перевозками пассажиров и багажа, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим выполнение этих операций. Вокзалы должны иметь билетные кассы. В зависимости от размеров перевозок на вокзалах оборудуются помещения для приема и выдачи багажа, камера хранения ручной клади, залы ожидания, справочные бюро, комнаты отдыха транзитных пассажиров, матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (почта, телеграф, радиоузлы, парикмахерские, пункты медицинской помощи и т. п.). Для удобства пассажиров и повышения безопасности их поездки, высадки и перехода на станциях сооружаются платформы с навесами, павильонами, переходные тоннели или мосты. Привокзальные площади должны быть благоустроены и отвечать требованиям удобного и безопасного передвижения пешеходов и городского транспорта.
Пассажир может использовать билет для собственного проезда, а также использовать его для бесплатного провоза с собой (без предоставления отдельного места) одного ребенка - до 7 лет, при международных перевозках- до 5 лет. Речь идет о том, что в таких случаях не требуется заключение отдельного договора перевозки. Такая возможность предоставляется пассажиру при перевозках всеми видами транспорта, кроме перевозок, осуществляемых такси.
Пассажиру предоставляется право на льготных условиях заключить договор в отношении детей в возрасте от 7 до 15 лет при внутренних перевозках и от 5 до 12 лет при международных перевозках, с оплатой стоимости билета в размере 50 %. При этом не имеет значения совместно со взрослым пассажиром едет несовершеннолетний или отдельно.
Когда перевозка осуществляется несколькими перевозчиками различных государств и одновременно участвует и перевозчик Республики Казахстан, данная льгота (право) будет предоставляться лишь в части пути, где перевозка осуществляется перевозчиком Республики Казахстан.
Пассажир вправе при перевозках всеми видами транспорта при остановке в пути продлить действие билета на срок не более 10 суток на всех видах транспорта, кроме городского и пригородного. Срок действия билета при остановке в пути может быть продлен перевозчиком. В частности, по договору железнодорожной перевозки пассажир при Лостановке в пути вследствие болезни имеет право при предъявлении справки лечебного учреждения продлить билет на все время болезни. При не предоставлении пассажиру места в поезде действие билета продляется до отправления следующего поезда, в котором пассажиру будет предоставлено место.
По всем видам перевозок пассажир имеет право сдать билет до начала перевозки и получить обратно уплаченную за перевозку сумму в любом учреждении перевозчика, предоставляющего транспортные услуги. Размеры возвращаемых перевозчиками сумм и порядок их возврата будет определяться транспортными уставами (правилами перевозок). Размер возвращаемых сумм по железнодорожным перевозкам указывается в п. "и" статьи 105 ВУЖД. Если неиспользованные железнодорожные билеты возвращаются в кассу железнодорожной станции не позднее 24 часов до отправления поезда, то может быть получена полная стоимость проезда, при возврате менее чем за 24 часа, но не позднее, чем за 6 часов до отправления поезда получить стоимость билета и 50 % стоимости плацкарты. Если билет возвращается менее чем за 6 часов до отправления поезда, то возвращается лишь стоимость билета, стоимость плацкарты при этом возврату не подлежит.
Если приобретенные по заявкам предприятиями, учреждениями, организациями проездные документы возвращаются в кассу не менее чем за 7 суток до отправления поезда, но не позднее, чем за 3 суток до отправления поезда, удерживается 50 % стоимости плацкарты, если же они возвращаются позднее 3 суток до отправления поезда, стоимость плацкарты удерживается полностью.
Установление отдельных сроков и удержание при возврате коллективных проездных документов связано с тем, что перевозчик в этих случаях будет терпеть более значительные убытки, вызванные отказом от коллективной заявки, поскольку реализовать снова билеты на те же места, возможно, не удастся. Тем не менее, отказ от поездки во всех случаях рассматривается как право лица, приобретшего билет, и о применении каких-либо санкций ответственности не может быть и речи.
При опоздании на поезд (кроме пригородного) в течение трех часов, а вследствие болезни или несчастного случая - в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен проездной документ, пассажир имеет право возобновить действие этого проездного документа на другой поезд, доплатив стоимость плацкарты. Кроме того, пассажир имеет право получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.
При прекращении поездки в пути следования (при железнодорожных перевозках) пассажир имеет право получить обратно стоимость проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты.
Во время следования в пути пассажиру предоставляется право при наличии свободных мест занятие места в вагоне более высокой категории.
Пассажир имеет право перевозить с собой ручную кладь (багаж). На воздушном транспорте, городских и пригородных автобусных перевозках устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 20 кг. На железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте, а также в междугородных автобусах устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 35 кг. Перевозчики вправе по своему решению увеличивать вес бесплатно перевозимого на всех видах транспорта багажа. При железнодорожных перевозках пассажир имеет право сдавать по проездному документу багаж для бесплатной провозки весом 36 кг, не считая мелких вещей, оплачивая провоз багажа по установленным тарифам он может провезти багаж не более 100 кг.
Когда от продолжения перевозки отказывается перевозчик, он обязан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру расторжением договора.
Если при железнодорожной перевозке пассажиру не предоставляется место согласно купленному билету, железная дорога обязана предоставить пассажиру при его согласии место в другом вагоне хотя бы и более высокой категории, но без взимания доплаты. Когда пассажиру будет предоставлено место, оплачиваемое ниже стоимости купленного им проездного документа, ему должна быть возвращена и разница в стоимости проезда.
Обязательство по перевозке багажа заключается в том, что перевозчик обязуется провезти багаж в указанном пассажиром направлении, обеспечивая при этом сохранность багажа с момента принятия его к перевозке и до выдачи покупателю. При перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом багаж обычно принимается для размещения его в багажном отделении автобусов. Аналогично багаж перевозится водным, воздушным транспортом. Однако не исключается перевозка несопровождаемого багажа, который будет перевозиться не на том же транспорте, что и пассажир. При железнодорожных перевозках обязаны принять багаж к перевозке багаж и отправить в том же или ближайшем поезде соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон. Если будет иметься заявление пассажира, то багаж может быть отправлен по другому маршруту, не указанному в проездном документе. В удостоверение приема багажа к перевозке на всех видах транспорта будет выдаваться багажная квитанция. Пассажир может при сдаче багажа объявить его ценность с уплатой сбора согласно тарифу.
К перевозке багажом от пассажира могут приниматься такие вещи и предметы, которые по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднений погружены и размещены в багажном вагоне и не могут причинить вреда багажу других пассажиров.
Срок доставки багажа определяется временем следования транспортного средства, с которым отправлен багаж до пункта назначения. Если багаж следует по маршруту с перегрузкой в пути, то срок доставки багажа определяется временем следования в пути, с учетом затрат на перегрузку. По железнодорожным перевозкам на каждую перегрузку добавляются сутки. Пассажир имеет право считать багаж утраченным и потребовать его стоимости, если багаж не прибудет в пункт назначения по истечении 7 суток после окончания срока доставки багажа. ВУЖД предусматривается, что при железнодорожных перевозках багаж, не востребованный в течение 60 дней, подлежит передаче местным -торгующим организациям для реализации. Забытые и найденные вещи пассажиров также подлежат реализации.
По договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа или грузов.
Отличие договора чартера от договора перевозки грузов, пассажиров или багажа вообще заключается в том, что он является, безусловно, консенсуальным. В свою очередь это связано с различием объема перевозок, поскольку договор чартера, как правило, предусматривает занятие клиентом всей или большей части вместимости транспортного средства, вследствие чего перевозчик без риска значительных убытков при незаполнении вместимости транспортного средства может планировать перевозку.
Отметим сферу применения чартера в современных условиях. Поскольку в Республике Казахстан преимущественно преобладают сухопутные или воздушные перевозки, то следует сказать, что применение чартера имеет наибольшее применение при воздушных перевозках. У нас принят и действует нормативный акт, о котором упоминалось ранее при рассмотрении договора аренды транспортных средств с экипажем- "Правила осуществления нерегулярных авиаперевозок на международных и внутренних воздушных линиях Республики Казахстан", он принят в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 20 декабря 1995 года "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан".
Вследствие применения коллизионных норм международного частного права у нас применимы и акты зарубежного законодательства и, конечно, же международные транспортные соглашения. Чартер часто применяется при международных перевозках и может регулироваться указанными актами.
К отношениям морской перевозки, в том числе чартерным перевозкам применяются нормы Кодекса торгового мореплавания (КТМ), который в свое время был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 года.
Еще одной отличительной чертой чартерных перевозок является их нерегулярный (вне расписания) характер. Вследствие этого чартерные перевозки заведомо не осуществимы с использованием тех транспортных средств, которые предназначаются для планомерных перевозок, а также с использованием путей, воздушных трасс, которые предназначены для регулярных перевозок, в то время, когда они должны выполнятся.
Осуществление как международных, так и внутренних чартерных перевозок требует соблюдения требований к использованию водных путей и воздушного пространства. Чартерные авиаперевозки требуют получения разрешения компетентных органов зарубежных государств, а при внутренних чартерных перевозках разрешения органов, осуществляющих контроль за использованием воздушного пространства РК.
Чартерные перевозки будут отличаться более выраженным индивидуальным содержанием перевозочных договоров. Однако при их заключении также необходимо соблюдать обязательные требования законодательства, регулирующего отношения в области транспорта.
В ГК РК (статье 695) отдельно выделяется перевозка транспортом общего пользования. Данный договор относится к потребительским договорам, где с одной стороны в отношения перевозки вступают пассажиры, которые одновременно могут перевозить свой багаж. Договор перевозки транспортом общего пользования может охватывать и перевозки грузов.
Со стороны перевозчика в данные отношения вступают коммерческие организации (предприниматели), которые вступают в договорные отношения на основании законодательства и выданной лицензии (патента) на соответствующие перевозки. Поскольку перевозка транспортом общего пользования преимущественно относится к сфере коммунального хозяйства, она, в частности перевозка пассажиров городским транспортом, преимущественно регулируются актами местных представительных органов. Перевозки транспортом общего пользования осуществляются с оплатой их пассажирами (грузоотправителями) по утвержденным территориальными антимонопольными органами тарифам.
В указанной статье Гражданского кодекса непосредственно подчеркивается, что договор перевозки транспортом общего пользования является публичным. Ранее мы отмечали, что в принципе публичность в соответствии с Законом Республики Казахстан " О транспорте" присуща по общему правилу и остальным договорам перевозки, в нем указывается, что исключения из обязанности перевозчика заключать договор с любым обратившимся за перевозкой могут предусматриваться транспортным законодательством. В свою очередь, рассматривая содержание специального транспортного, мы не обнаружим конкретизации обязательности или необязательности заключения перевозчиком того или иного договора перевозки. Мы можем сделать вывод, что определяющими факторами будут являться сущность обязательства перевозки в том или ином случае, а также фактические условия, при которых осуществляется перевозка. Однако, безусловно, что потребительский характер перевозки диктует его публичность и обусловливает применение норм о договоре перевозки транспортом общего пользования.
Еще одной разновидностью транспортных договоров являются договоры между транспортными организациями. Они рассчитаны на обеспечение координации действий различных транспортных организаций, позволяют соблюсти права грузоотправителей при смешанных перевозках.
К таким договорам относятся узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие. Порядок их заключения определяется законодательными актами о транспорте.