Конкурсные обязательства представляют собой еще один вид обязательств из односторонних действий. В них хорошо проявляются черты обязательств, которые в частном праве зарубежных стран называются квазиконтрактными. Сказанное в принципе относится и к обязательствам, возникающим из действий в чужом интересе без поручения, которые были рассмотрены нами ранее.
В обязательственном праве Республики Казахстан такое основание классификации не применяется, но упоминание квазиконтрактных обязательств дает возможность лучше понять и оценить конкурсные обязательства. Некоторые из них максимально близки к договорным обязательствам, поскольку фактическое согласование воль участников конкурсных обязательств в дальнейшем все же происходит, однако законодательство придает преимущественное правовое значение только воле субъекта, который инициировал конкурс в той или иной его форме и ее изъявления достаточно в качестве основания правоотношения.
Воля остальных субъектов подразумевается и имеет вспомогательное значение (вступление их в обязательство в ряде случаев может обеспечиваться совершением ими конклюдентных действий, хотя не исключается совершение ими и активных действий, соблюдения всех условий конкурса).
Содержание данных обязательств может охватывать те действия конкурсантов по конкурсному заданию, которые обычно совершаются должниками в рамках ряда гражданско-правовых договоров - подряда, поручения, комиссии и других. Не исключается совершение конкурсантами юридических поступков- создание произведений науки, литературы и искусства.
В первом случае речь идет не о фактическом совершении конкурсантами юридически значимых действий в пользу субъекта, объявившего конкурс, а о их готовности к юридическому обязыванию себя в обмен на соблюдение своих условий лицом, объявившим конкурс. Если кем-то из конкурсантов будут совершены действия (выполнена работа, переданы товары, оказаны услуги) и лицо, объявившее конкурс, приняло их (согласилось с ними) и имущественная сфера последнего вследствие действий конкурсанта пополнилась определенными благами, то к взаимоотношениям сторон должны быть применены правила об определенном договоре.
Лицо, объявившее конкурс, касающийся заключения договоров, предлагает совершить оферты и берет на себя обязательство присоединиться к оферте, содержащей лучшие условия.
При конкурсе на создание произведений науки, литературы и искусства подразумевается совершение фактических действий.
С помощью конкурсных обязательств могут быть урегулированы взаимоотношения сторон и при необходимости и иных юридически значимых действий, кроме договоров и создания различных объектов интеллектуальной собственности.
Нормы о конкурсных обязательствах содержатся в главе 46 ГК РК " Конкурсные обязательства" (статьи 910-916). Нормами указанных статей регулируются конкурсные обязательства, возникающие из публичного обещания вознаграждения, и обязательства, возникающие на основе торгов (тендеров, аукционов).
Конкурсные обязательства могут регламентироваться иными законодательными актами Республики Казахстан. Ранее нами уже отмечался Закон Республики Казахстан "О государственных закупках" от 16 июля 1997 года. Кроме этого, для указанных видов обязательств являются значимыми Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О приватизации", от 23 декабря 1995 год и ряд других законодательных актов.
В качестве подзаконных нормативных актов, регулирующих конкурсные обязательства, можно назвать постановление Правительства РК от 31 октября 1996 года "О порядке организации и проведения лотерей (кроме государственных ) на территории Республики Казахстан. Также действует постановление Правительства РК от 01 ноября 1996 года "О порядке проведения и организации государственных лотерей на территории Республики Казахстан". Постановлением Правительства РК от 10 декабря 1998 года утверждена Инструкция о порядке проведения государственных закупок товаров, работ и услуг.
В конкурсном обязательстве его инициатор самостоятельно или в соответствии с требованиями законодательства определяет его предмет, а также исходные условия конкурса. Исходя из этого, он делает предложение принять в нем участие неопределенному или определенному кругу лиц и обязуется выплатить установленное вознаграждение победителю конкурса и (или заключить) с ним договор, соответствующий содержанию конкурсного обязательства.
Предложение об участии в конкурсе может быть сделано инициатором конкурса непосредственно или через посредника - организатора конкурса. Независимо от способа организации конкурса обязательство по нему возникнет у лица, инициировавшего конкурс. Права и обязанности посредника и инициатора определяются договором между ними, который по своей природе будет договором комиссии или поручения.
Сам конкурс может быть открытым. По нему предложение инициатора конкурса принять участие в конкурсе обращается ко всем желающим. Такое предложение делается посредством объявления в печати или через посредство иного средства массовой информации.
Открытый конкурс может быть обусловлен требованиями квалификации его участников, которая будет определяться посредством предварительного отбора лиц, пожелавших принять участие в конкурсе.
В отличие от открытого конкурса может быть объявлен закрытый конкурс, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу лиц по выбору инициатора (инициаторов) конкурса-
Публичное обещание вознаграждения. Разновидностью конкурсного обязательства, как уже было отмечено выше, является такое обязательства, которое возникает из публичного обещания вознаграждения.
Такое обязательство также подразделяется. Обязательство из публичного обещания вознаграждения может возникать в бытовой сфере. В ряде случаев граждане утрачивают принадлежащие им вещи (документы, домашних животных и так далее) и пытаются найти и возвратить их. Поэтому граждане публикуют объявления в средствах массовой информации или вывешивают их на щитах, в специально отведенных для этого местах, надеясь на их возврат. Вследствие таких действий граждан могут возникнуть обязательства из публичного обещания вознаграждения. Рассмотрим условия их возникновения и элементы.
В связи с принятием общей части Гражданского кодекса Республики Казахстан обозначенные ситуации могут регулироваться не только нормами о конкурсных обязательствах, но и непосредственно нормами о находке (ст. 245 ГК РК). В период действия советского гражданского права, для того чтобы урегулировать взаимоотношения сторон при находке и дальнейшем возврате вещи лицом, нашедшим ее, по аналогии применялись нормы о конкурсных обязательствах, и уплата вознаграждения за находку должна была осуществляться только согласно им. Непосредственного права на вознаграждение согласно нормам о находке не возникало. Теперь же, исходя из вышесказанного, мы можем отметить, что обязательства могут возникнуть не только в силу действия норм о публичном обещании вознаграждения. Оно может также возникнуть в рамках правоотношений сторон, связанных с находкой вещи одного лица другим лицом.
Как мы помним, в соответствии с п. 6 статьи 245 нашедший вещь имеет право на получение от лица, управомоченного требовать возврата вещи в размере тридцати процентов от стоимости вещи. Это обязательство, возникающее в силу указания закона.
Собственник или иной правообладатель на вещь могут пообещать вознаграждение. При этом оговоренный размер вознаграждения может быть меньше указанного в законе. Лицо, нашедшее вещь и которое не устраивает размер обещанного вознаграждения, может вступить с ним в правоотношение на основе вышеуказанной нормы, а может согласиться на получение вознаграждения в меньшем размере (вступить в конкурсное обязательство). Если вещь представляет интерес лишь для ее собственника, то размер вознаграждения будет определяться непосредственно условиями обязательства из публичного обещания вознаграждения. Неважно, что конкретный размер вознаграждения не будет указан. В таких случаях, он будет установлен дополнительным соглашением сторон по обязательству из публичного обещания вознаграждения, если соглашения достигнуто не будет, то в судебном порядке.
Для возникновения обязательства из публичного обещания вознаграждения при находке необходимо, чтобы обещание награды было публичным. Главным критерием публичности выступает обращение к неопределенному кругу лиц. Кроме того, обращение должно позволять установить субъекта, который обещал вознаграждение.
Обязательство может возникнуть и в некоторых других аналогичных ситуациях. Например, обещается вознаграждение за предоставление информации о преступнике.
Лицо, обещающее вознаграждение, может обусловить уплату совершением в его пользу, в его интересах действий как имущественного, так и неимущественного характера. Само вознаграждение при этом всегда должно быть в имущественной (денежной или натуральной) форме.
Рассмотренные нами случаи касаются применения норм о конкурсе по аналогии. А так конкурсное обязательство, возникающее из публичного обещания вознаграждения, имеет определенные сферы своего применения, которые и позволяют в полной мере реализоваться нормам статей 910, 911 и 912 ГК РК.
С помощью конкурсных обязательств решаются самые различные проблемы, стоящие перед организациями культуры, науки, образования, государственными органами, коммерческими структурами, общественными объединениями. Конкурс в некоторых случаях организуется в интересах самих конкурсантов, для их поощрения, поддержки и т.д. Зачастую посредством конкурса удовлетворяются потребности в создании объектов интеллектуальной собственности (преимущественно к ним относятся произведения литературы, науки и искусства).
На конкурсной основе могут разрабатываться различные программы (развития регионов, градостроительства, работы с молодежью и другие).
Особенностью конкурсных обязательств является то, что они обязаны придерживаться лишь общих требований законодательства. Конкретные условия конкурса и его назначение, предмет (за исключение противоправных) целиком и полностью определяются организаторами конкурса.
Вместе с тем публичное обещание вознаграждения обязательно должно содержать условия, предусматривающее существо задания, критерии и порядок представления результатов, размер и форму вознаграждения. Условия конкурса должны предусматривать порядок и сроки объявления результатов.
При организации конкурса инициатор берет на себя обязательство в соответствии со своим публичным объявлением уплатить вознаграждение в денежной или иной форме за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов. То есть оно платится не каждому, а только лицу, которое соответствует указанным критериям. В зависимости от ситуации эти положения могут несколько меняться, например, если организаторы конкурса предусмотрели несколько номинаций, по которым будет выплачиваться вознаграждение.
Исполнение обязательства по уплате вознаграждения производится в соответствии с условиями конкурса. Непосредственная регламентация порядка его уплаты в конкурсном обязательстве, конечно, не производится, он будет определяться в соответствии с общими положениями исполнения денежного или иного имущественного обязательства, но значение имеет срок его исполнения. Решение о выплате вознаграждения и сама его выплата должны быть приняты и реализованы в установленные обещанием сроки.
Инициатор конкурса, исполнивший свои обязательство по публичному обещанию вознаграждения, приобретает преимущественное право на заключение с создателем произведения договора на его использование с выплатой гонорара, если иное не установлено публичным обещанием вознаграждения. То есть в определенной мере участие в конкурсе обязывает и конкурсанта. Он заранее соглашается на предложенные условия, и поэтому вознаграждение за использование созданного им произведения может быть уменьшено или не будет выплачиваться некоторый период из- за того, что автор уже получил вознаграждение по конкурсу. Определяя права и обязанности сторон в таких ситуациях, надо исходить из условий публичного обещания вознаграждения, а также законодательства, регулирующего отношения в связи с созданием объектов интеллектуальной собственности.
Лицо, давшее публичное обещание о вознаграждении, если иное не предусмотрено условиями конкурса, обязано возвратить работы, не удостоенные вознаграждения их создателям. В случае когда работы не возвращаются, организаторы конкурса не вправе их использовать без соблюдения исключительных прав их создателей.
Физическое лицо или организация публично, объявившие о выплате вознаграждения, вправе в той же форме отказаться от данного обещания. Отказ не допускается, если это прямо оговорено в условиях конкурса, из них вытекает недопустимость отказа или дан определенный срок для совершения действий, за которые обещано вознаграждение. Отказ от публичного обещания не допускается и в том случае, когда хотя бы одно из отозвавшихся лиц совершило указанные в объявлении действия. Субъект, отменивший свое обещание, обязан возместить любому отозвавшемуся лицу, совершившему действия, предусмотренные объявлением, расходы, понесенные в связи с их совершением. Указанное положение можно рассматривать как санкцию ответственности для инициатора конкурса, ее размер в данном случае ограничивается реальным ущербом конкурсантов. Кроме того, размер возмещения во всех случаях не может превышать указанного в объявлении вознаграждения.
В обычных ситуациях, когда конкурс не отменяется, а конкурсант не заслуживает вознаграждения, компенсация его расходов не производится.
К публичному обещанию вознаграждения относится и проведение лотерей, тотализаторов и иных игр. Конкурс здесь имеет иное значение, отбор претендентов происходит на случайной основе, и при проведении лотерей, тотализаторов и иных игр внедоговорная природа конкурсных обязательств демонстрируется более отчетливо.
Это конкурсное обязательство отличается субъектным составом. Организаторами лотерей, тотализаторов, игр выступают государство или административно-территориальная единица в лице уполномоченных органов (или их представителей), либо субъекты, получившие от уполномоченного государственного органа лицензию на проведение лотерей, тотализаторов и иных основанных на риске игр. При участии в качестве организатора лотереи (тотализатора, игры) последней группы субъектов обязательство, вытекающее из проведения лотереи, тотализатора, игры, может являться и предпринимательским.
Лотерея, тотализатор или иная игра, о которых ведется речь в статье 913 ГК РК, основаны на риске. Предложение принять участие в них всегда обращено к неопределенному кругу лиц.
В п. 1 названной статьи говорится о договоре, который оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа и признается заключенным с момента оплаты участником игр стоимости лотерейного билета или иной оплаты участия в игре.
Наличие такого договора является лишь одной из предпосылок возникновения конкурсного обязательства. Договор закрепляет права и обязанности сторон, касающиеся внесения участником оплаты за участие в игре и его допуска к участию в игре (предоставление нужной информации, карточек для заполнения и т. д.) организатором игр.
Само обязательство, вытекающее из организации игр, возникает лишь в том случае, когда участник игры оказывается соответствующим критериям победителя (победителей той или иной категории) по той или иной игре (лотерее, тотализатору).
Условия проведения лотерей в общем виде определяются законодательством. Конкретные условия лотерей, игр, тотализаторов будут определяться самими организаторами.
Само обязательство организатора заключается вот в чем. Лица, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр являются выигравшими, организаторы должны выплатить выигрыш в предусмотренных условиями игр в размере и форме (денежной или в натуральной). Сроки выплаты выигрыша должны определяться условиями игр. Если срок не был указан, выигрыш должен быть выплачен не позднее десяти дней с момента подведения результатов игр.
Если организатор игр не выполняет свою обязанность по выплате выигрыша, то их выигравший участник вправе требовать выплаты ему выигрыша, а также возмещения причиненных ему убытков.
От обязательств, вытекающих из организации в соответствии с положениями законодательства, под контролем соответствующих органов лотерей, тотализаторов и иных игр, следует отличать "обязательства", вытекающие в связи с проведением игр и пари между отдельными гражданами и юридическими лицами и участием в них. Действующее законодательство признает возможность возникновения требований из игр и пари. Но назвать их обязательствами в полном значении этого правового термина нельзя. Требования, вытекающие из данных "обязательств" не подлежат судебной защиты и, следовательно, их исполнение зависит от усмотрения самого "должника".