Отношения, схожие с современными отношениями доверительного правления, имеют глубокие исторические корни. Они возникли еще до нашей эры, например, в Древнем Египте нашли распространение отношения по распоряжению наследственным имуществом, опеке над собственностью малолетних принцев и принцесс, представлению интересов третьих лиц по доверенности. Имуществом фараонов и их детей управляли жрецы древнеегипетских храмов, приближенные монархов.
Более определенное выражение идея доверительного управления принимает в римском праве, в связи с разделением прав на одну и ту же вещь (к примеру, при суперфиции и эмфитевзисе). В более поздний период она была воспринята англо-американской системой права.
Безусловно, до принятия нового Гражданского кодекса Республики Казахстан отношения сродни отношениям управления имуществом на доверительной основе также существовали, например, это относится к случаям опеки над имуществом лица, признанного безвестно отсутствующим, опека, учреждаемая над наследственным имуществом. Вместе с тем их правовая регламентация практически отсутствовала. Правовая сущность этих и некоторых других схожих отношений не конкретизировалась.
Потребность в нахождении оптимального регулирования отношений, которые опосредовали бы передачу имущества в обладание другого, чем его собственник, лица, возникли с формированием частной собственности, а также противоположных по назначению государственной и частной форм собственности.
Формирование частной собственности определило потенциальную потребность в разработке более совершенных правовых форм обладания чужим имуществом на более или менее постоянной основе, чем традиционные механизмы договоров комиссии, поручения, хранения и некоторых Других.
Закрепление частной и государственной форм собственности привело к тому, что оперативное управление, хозяйственное ведение, применимые к отношениям внутри замкнутой системы государственной экономики не могли адекватно регулировать такие отношения, когда государственное имущество должно было передаваться в руки частных лиц. Необходимость в такой передаче могла диктоваться самыми различными причинами. Передача может выполнять роль промежуточного этапа при принятии решения об окончательной и бесповоротной передаче имущества в частную собственность. Доверительное управление способно компенсировать те издержки, которые неизбежно возникают при функционировании хозяйствующих субъектов, основанных на государственной форме собственности. В частности, оно может быть учреждено для гибкого и грамотного руководства деятельностью предприятия.
Вследствие указанных причин происходило компонование элементов, полученных из анализа базовых систем - римско-правовых прототипов доверительного управления и англоамериканского траста-института доверительной собственности.
И.У. Жанайдаров отмечает случайность появления в нашем законодательстве института доверительной собственности. Доверительное управление не подготавливалось длительными научными изысканиями, не лоббировалось . Однако наличие объективных потребностей в такого рода институте гражданского права не вызывает сомнений. Довольно быстро обозначились те сферы, регламентация которых без права доверительного управления уже представляется немыслимой.
И. У. Жанайдаровым появление в нашем законодательстве института доверительного управления имуществом объясняется тремя обстоятельствами. Первое касается того, что с переходом к рыночной экономике право оперативного управления и конструкции более позднего, близкого к распаду Союза ССР периода - права хозяйственного ведения стали казаться несколько архаичными, не вписывающимися в рыночные каноны. Вследствие этого проводились сравнительно-правовые исследования правового титула тогда еще советских предприятий с правовыми титулами государственных предприятий других стран. Внимание привлек англо-американский траст, однако в чистом виде он показался не совсем приемлемым в условиях Республики Казахстан и некоторых стран СНГ, в частности России. Другим обстоятельством явилось неурегулированность ряда отношений, прилежащих к вышеупомянутым договорным институтам. Наконец, надо отметить, что в определенной мере катализатором поисков правового регулирования экономических отношений, адекватных содержанию действующего права доверительного управления, явилось развитие законодательства Российской Федерации и соответствующие теоретические изыскания российских авторов.
Следует отметить, что право доверительного управления не имеет прямых аналогов в других государствах, за исключением, как мы уже сказали, России, а кроме того, Кыргызстана и некоторых других. То есть оно является новым и к тому же совершенно особенным типом правоотношений. Безусловно, на него оказали воздействие традиции советского гражданского права и существовавшие трактовки права оперативного управления и хозяйственного ведения. Поскольку конструкция доверительной собственности, от которой отказались постсоветские государства, не противоречит континентальной системе, хотя такое противоречие часто указывалось в качестве чуть ли не основной причины исключения доверительной собственности. В римском праве различались доверительные сделки с передачей и без передачи права собственности.
Скорее всего, было очевидно, что в условиях становления рынка, низкого уровня восприятия в обществе частноправовых категорий, законопослушности граждан, введение института доверительной собственности окажется поспешным, не соответствующим духу времени решением. В перспективе, конечно, правовая палитра существенно обогатится, если наряду с достойной внимания конструкцией доверительного управления будет сосуществовать и конструкция доверительной собственности. Естественно, должны быть четко обозначены сферы ее применения, критерии разграничения доверительного управления и доверительной собственности и так далее. К примеру, объектом доверительного управления могут быть не только вещи, тогда как термин «доверительная собственность» будет логически обусловливать определение в качестве ее объектов, вещей.
Особенность типа правоотношений доверительной собственности заключается в том, что она в чистом виде не подпадает ни под категорию вещных, ни под категорию обязательственных правоотношений. Мало того, конструкция доверительного управления отягощена наличием в ее составе элементов, доверительного управления, основанного на договоре, и доверительного управления, возникающего вне договора.
«Разнобойность» ее строения ни в коей мере не умаляет практическую значимость данного института. Он сумел объединить под свое начало широкий спектр отношений, конечно, родственных по сути, но возникающих в самых разных сферах жизни и по поводу самых различных объектов.
Говоря об особенности типа отношений доверительного управления, мы в некоторой мере делаем это условно. Не стоит забывать ранее говорившееся о том, что из договора могут возникнуть одновременно и вещное и обязательственное и авторское правоотношения. Нельзя не учитывать единое, в смысле объективного права, содержание обязательства по доверительному управлению имуществом, несмотря на то, что в тех или иных случаях различаются основания возникновения отношений доверительного управления имуществом.
Существуют понятия «доверительное управление имуществом» и «договор доверительного управления имуществом». Первое шире, чем второе, и охватывает случаи, когда доверительное управление возникает и в силу иных оснований, кроме договора.
Однако такое разграничение носит достаточно условный характер. Связано это, на наш взгляд, опять же с новизной регламентации доверительного управления, что отмечают практически все авторы. Четко не определено когда нужен договор, а когда он не нужен.
Как представляется, практика, когда отношения доверительного управления возникают, так сказать, «в силу указания закона» - решения суда или административного акта, не совсем оправданна. Этим существенно снижаются возможности частноправового регулирования, которое именно за счет «субъективизации» в наибольшей мере позволяет достичь участникам правоотношений тех целей, которые они ставят перед собой, вступая в те или иные правоотношения.
Несмотря на наличие правового основания возникновения отношений доверительного управления (судебного решения, административного акта), необходимо детализовать содержание обязательств субъектов отношений доверительного управления имуществом. Опираться на закон (на общие категории) не совсем надежно с точки зрения того, что субъект, несущий нагрузку по управлению имуществом, сможет адекватно сориентироваться в той правовой ситуации, в которой он оказался. Представьте, что перед вами поставили задачу, с методами решения которой вы не знакомы. Поэтому нужен практический механизм заключения договоров доверительного управления имуществом, если соответствующие отношения и возникают первоначально не из договора.
Как бы то ни было, наличие обобщенных требований в законодательстве служит определенной гарантией интересов собственника и субъекта, в чью пользу учреждается доверительное управление. При определенных ситуациях, нормы, регламентирующие отношения доверительного управления, позволят оградить и интересы лица, осуществляющего доверительное управление.
Вообще следует закрепить, что доверительное управление возникает либо из сделки (договора), либо из смешанного основания, включающего административный акт или судебное решение, и договор доверительного управления имуществом.
Понятие доверительного управления имуществом вытекает непосредственно из законодательства. Отношения доверительного управления имуществом в действующем гражданском законодательстве регулируются нормами главы 44 ГК РК (Особенной части) «Доверительное управление имуществом», статьями 883-894.
В некоторых законодательных актах содержатся отдельные нормы, касающиеся доверительного управления имуществом. В частности, это Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», который упоминался ранее, предусматривающий возможность доверительных трастовых операций с деньгами (ст. 30 названного Закона). Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года предусматривает лицензирование указанной деятельности. Локальные нормы имеются в законе Республики Казахстан от 20 июня 1997 года « О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Деятельность по управлению пенсионными активами также подлежит лицензированию. Доверительного управления имуществом касается и Закон Республики Казахстан от 21 января 1997 года « О банкротстве». Нормы о доверительном управлении содержатся и в иных законодательных актах Республики Казахстан.
Имеются подзаконные нормативные акты. К примеру, действуют Правила передачи в доверительное управление предприятий и государственных пакетов акций акционерных обществ, утвержденные постановлением Департамента государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан от 22 октября 1998 года. Правила о порядке передачи имущества государственных служащих в доверительное управление, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 января 2000 года N 99, и другие.
В рамках обязательственного правоотношения доверительного управления доверительный управляющий обязуется осуществлять от своего имени управление переданным в его владение, пользование и распоряжение имуществом, если иное не предусмотрено законодательными актами, в интересах выгодоприобретателя.
Законодательное определение не охватывает в полной мере содержание доверительного управления. Полномочия доверительного управляющего не сводятся к осуществлению правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. С другой стороны, доверительный управляющий в силу доверительного управления просто не может осуществлять эти полномочия. В тех случаях, когда объектом доверительного управления выступают не вещи, а права, доверительное управление подразумевает осуществление этих прав за их обладателя. Могут иметь место ситуации, когда доверительное управление подразумевает осуществление за собственника его правомочий, а также прав, неразрывно связанных с данным видом имущества (это будет иметь место к примеру при доверительном управлении ценными бумагами).
Еще одной особенностью доверительного управления является то, что доверительный управляющий должен прикладывать все усилия для того, чтобы осуществлять оптимальное управление имуществом. Это обусловливается тем, что зачастую доверительное управление учреждается с целью восполнения недостатка или отсутствия у обладателя прав соответствующих навыков и познаний, необходимых для эффективного использования имущества. При доверительном управлении как таковое отсутствует конкретное поручение на совершение каких-либо действий, собственник или обладатель иного права может обозначить лишь общие цели учреждения доверительного управления. Они и будут в определенной мере служить руководством для доверительного управляющего.
В целом доверительное управление можно определить как комплекс правоотношений (вещных, обязательственных, авторских, абсолютных и относительных), возникающих из договора или иного основания, предусмотренного законодательством. Указанные правоотношения направлены на осуществление прав одного субъекта другим субъектом от своего имени, но в интересах первого.
В соответствии с действующим законодательством доверительное управление возникает (учреждается) на основании:
1) сделки. Различают возникновение доверительного управления в силу договора, где имеется соглашение на этот счет двух и более лиц, и его возникновение в силу односторонней сделки, например завещания, в котором назначен исполнитель завещания (доверительный управляющий);
2) решения суда (при банкротстве, установлении опеки над имуществом недееспособного, безвестно отсутствующего или объявленного умершим гражданина и в других случаях, предусмотренных законодательными актами);
3) административного акта (при установлении опеки над имуществом несовершеннолетнего, умершего; поступлении предпринимателя на государственную службу и в других случаях, предусмотренных законодательными актами).