В Гражданском кодексе РК отсутствуют нормы, которые имеются в Гражданском кодексе РФ (ст. ст. 525, 532) и непосредственно регламентируют правоотношение, возникающие в связи с поставками товаров для государственных нужд. Думается, подход нашего законодателя является более рациональным. К нему применимы все общие положения о купле-продаже.
Эти отношения являются чисто гражданско-правовыми. На этот счет имеются и спорные взгляды. Однако в статье 1 Закона РК о государственных закупках прямо указано: "договор о государственных закупках - гражданско-правовой договор, заключенный между заказчиком и поставщиком в соответствии с настоящим Законом и иными нормативно-правовыми актами". В этой связи хочется привести позицию, которая сформировалась в цивилистической науке Казахстана на современном этапе: " На мой взгляд, следует различать 2 вида договоров: 1) частноправовой (гражданско-правовой); 2) публично-правовой, который возникает только между равноправными субъектами, государствами (международный договор), административно-территориальными образованиями - внутригосударственный договор, министерствами - административный договор. Все остальные гражданско-правовые договоры".1 М.К. Сулейменов при этом подчеркивает, что там, где государство осуществляет властные полномочия в отношении организации или гражданина, не может быть договорных отношений. В рассмотренном случае государство, административно-территориальные единицы, государственные органы выступают по отношению к юридическим и физическим лицам как равноправные субъекты, на данные отношения распространяется действие принципов равенства участников гражданско-правовых отношений и свободы договора, закрепленных в п. 1, статьи 2 ГК РК.
Поэтому отношения по поставке товаров для государственных нужд целиком и полностью базируются на общих положениях о купле - продаже и регламентирующих отношения по поставке товаров в целом. Это избавляет от излишнего дублирования нормативного материала и позволяет заострить внимание только на самых специфических характеристиках данного договора. Они же выражаются скорее в процедуре его заключения и лишь в некоторой степени в содержательной части данных договорных правоотношений.
О предназначении данного договора говорит само его название. Частно-правовой механизм поставки товаров для государственных нужд есть один из способов создания экономической основы для реализации государством своих публично - правовых функций. При этом важно подчеркнуть, что государство в данном случае обеспечивает свое существование в качестве аппарата власти, политического суверена и, кроме того, проводит в жизнь свою социально-экономическую политику, что определяет создание для этих целей специальных структур. То же самое происходит при осуществлении государством и иных их функций, например оборонной.
Можно привести пример, поясняющий сказанное. Нами и ранее упоминалось, то что Казахстан является аграрной страной. Государство минимизировало непосредственные отношения с производителями сельскохозяйственной продукции. На помощь государства аграрный секрет может рассчитывать лишь в тех случаях, когда возникают какие-либо кризисные ситуации. Так было, когда сельхозпосевам угрожала саранча. Такие отношения могут возникнуть, когда возникает эпизоотия скота. Крайне тяжелая ситуация у сельхозпроизводителей складывается ежегодно с обеспечением горюче-смазочными материалами. С учетом этого Правительством Республики Казахстан было принято постановление № 412 от 17 марта 2000 года «О некоторых вопросах обеспечения горюче - смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Сразу следует оговорить, что данный нормативный акт является не совсем удачным. Государство, как представляется, в данном случае переусердствовало в приверженности рыночным институтам. Согласно указанному постановлению государственное предприятие " Главное диспетчерское управление нефтяной и газовой промышленности Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан" (ГДУ) и товарищество с ограниченной ответственностью "Экспертно - импортная фирма Мунай - Импекс" (Мунай -Импекс) за счет денег, которые поступят от реализации сырой нефти, предаваемой недропользователями в счет роялти (по сути дела это бюджетные средства), выкупают на внутреннем рынке по свободной цене горюче-смазочные материалы. Далее они реализуют нефтепродукты операторам, которые на тендерной основе определяются акимами областей.
Вышеуказанные юридические лица и операторы реализуют нефтепродукты по ценам, устанавливаемым Межведомственной комиссией для определения цены реализации горючесмазочных материалов, но с учетом затрат по их транспортировке, хранения и отпуску. Несмотря на регулирование цен возникают ассоциации с посредническими структурами, которые процветали в Республике Казахстан в тот период (который получил характеристику "дикий рынок"), когда рыночные отношения только складывались.
Между тем объем гражданской право-, дееспособности государства вполне достаточен для того, чтобы закупить горюче - смазочные материалы непосредственно своими органами, без всяких посредников реализовать их сельхозпроизводителям. Как видим, анализируемое постановление как-то неопределенно решает вопрос о тендерном порядке закупки ГСМ. При этом он может быть решен и следующим образом - раз закупки осуществляет не государственный орган, а государственное предприятие, субъект предпринимательской деятельности, то, значит, на такие отношения не распространяется действие специального законодательства, что в некоторой мере действует в ущерб достижениям тех целей, для которых оно было принято.
В Республике Казахстан, как уже упоминалось ранее, действует Закон Республики Казахстан "О государственных закупках" от 16 июля 1997 года с изменениями и дополнениями. В преамбуле данного закона говорится о том, что им регулируются правоотношения, возникающие в процессе государственных закупок товаров, работ и услуг, которые осуществляются за счет средств республиканского и местных бюджетов Республики Казахстан. При этом преследуется цель эффективного расходования этих средств. Для ее достижения используется конкурс. В статье первой (абзаце 3) Закона РК "О государственных закупках" дается следующее его определение: " конкурс - способ проведения государственных закупок, предусматривающий конкуренцию между потенциальными поставщиками и направленный на выявление наиболее выгодных условий договора о государственных закупках;". Конечно, не исключаются факты сговора конкурсантов, фиктивный конкурс (закон не содержит такого понятия), но это проблемы дальнейшего совершенствования государственных закупок.
Данный закон решает лишь одну часть вопросов расходования средств для государственных закупок. Поэтому в республике приняты и действуют и иные законодательные акты, которыми регламентируются договора купли - продажи и иные договора (подряда, возмездного оказания услуг), в которых госорганы выступают в качестве покупателя (заказчика, потребители услуг).
В частности, 4 ноября 1999 года был принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности казенных предприятий". Указанным законом статья 44 ГК РК была дополнена весомой частью следующего содержания: "Гражданско-правовые сделки, заключаемые казенными предприятиями в рамках выполнения государственного заказа и государственными учреждениями, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан". Для реализации приведенной нормы Правительством Республики Казахстан принято Постановление № 702 от 11 мая 2000 года «Об утверждении правил регистрации гражданско-правовых сделок, заключаемых государственными предприятиями в рамках выполнения государственного заказа».
С учетом содержания данных нормативно - правовых актов можно отметить, что совершение сделок купли - продажи в рамках государственных закупок и для государственного казенного предприятия и для государственного учреждения подчиняется требованиям целевого использования средств и их использования в рамках установленного финансирования.
Особым является порядок заключения поставок для государственных нужд. В соответствии со статьей 2 Закона РК "О государственных закупках", процесс государственных закупок охватывает ряд этапов:
1) происходит определение потребностей в государстве путем формирования номенклатуры и объемов закупаемых товаров, работ и услуг на основе показателей, утвержденных республиканскими и местными бюджетами;
2) выбор способа осуществления государственных закупок;
3) выбор поставщика, заключение с ним договора о государственных закупках.
Основным способом осуществления государственных закупок является открытый конкурс, если в конкурсе участвует менее трех участников он признается не состоявшимся. Несмотря на видимую прогрессивность данного способа осуществление государственных закупок, в гражданско-правовой литературе высказываются точки зрения об отрицательных сторонах конкурса: «Принцип свободы договора в широком смысле влечет и возможность участников по своему усмотрению определять способы заключения договоров и, в частности, прибегать к торгам, выбирая ту или иную их форму. Однако право заключать договора с помощью торгов в определенных случаях превращается в обязанность использовать именно этот способ, если на этот счет есть специально указание закона».
Другим способом проведения торгов является закрытый конкурс, он проводится в следующих случаях:
1) товары, работы и услуги по причине их высокосложного или специализированного характера имеются в наличии только у ограниченного числа потенциальных поставщиков и такие потенциальные поставщики заранее известны;
2) время и расходы, требующиеся для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, будут несоизмеримы со стоимостью закупаемых товаров работ и услуг.
Объявление о проведении открытого конкурса должно быть опубликовано не позднее, чем за один месяц до дня окончания приема заявок на участие в этом конкурсе. При закрытом конкурсе не позднее указанного срока потенциальным участникам должно быть направленно приглашение.
Может быть также проведен конкурс с использованием двухэтапных процедур. В начале происходит запрос у потенциальных поставщиков предложений, касающихся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ и услуг, цена при этом не запрашивается. Производится анализ представленных предложений и, при необходимости, проведение переговоров с потенциальными поставщиками. Далее, на втором этапе поставщиками делаются аферты. Также может иметь место выбор поставщика с использованием ценовых предложений. Такой способ применим, если подробная спецификация запускаемых товаров не имеет значения, а существенным является цена. Объем закупаемых однородных товаров при этом не должен превышать в стоимостном выражении тысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законодательством Республики Казахстан на первый квартал соответствующего финансового года. Наконец, еще один способ, это государственные закупки из одного источника. Он применим тогда, когда тот или иной товар имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика или вследствие чрезвычайной ситуации возникает срочная потребность в товаре. Два последних способа государственных закупок подразумевают непосредственное заключение договора заказчика с поставщиком. В тех случаях, когда проводится конкурс, заказчик направляет потенциальному поставщику, признанному победителем конкурса, проект договора о государственных закупках. Он должен быть доставлен в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Если потенциальный заказчик в срок, указанный в протоколе об итогах конкурса, не подписывает договор о государственных закупках, то заказчик вправе заключить с другим участником конкурса предложение, которое является для заказчиком наиболее предпочтительным в соответствии с протоколом об итогах конкурса.
Элементы договора. Заказчик (покупатель) определяется в соответствии со статьей 1 Закона о государственных закупках. Заказчиками (покупателями) в договорах поставки, товаров для государственных нужд являются центральные и местные государственные органы, их подведомственные государственные учреждения, осуществляющие закупки для собственных нужд за счет средств республиканского и местного бюджете. В некоторых случаях участвовать в закупках товаров может само государство. К примеру, это происходит при закупках товаров для государственного материального резерва Республики Казахстан, данные правила регламентируются Правилами подготовки и проведения тендеров по выпуску и тендеров на поставку материальных ценностей государственного материального резерва Республики Казахстан. Эти правила предусматривают два вида торгов:
1) по продаже товара, находившегося в госрезерве и подлежащего замене, освежению и т.д. В данном случае в роли продавца выступает уполномоченное государством лицо; 2) по закупке товаров в государственный материальный резерв. От имени государства закупки осуществляет Республиканское государственное предприятие "Резерв" Комитета по государственным резервам Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан и его филиалы или любое уполномоченное комитетом юридическое лицо. Таким образом, за исключением некоторых случаев покупателями являются некоммерческие юридические лица.
Продавцом по договору закупки товаров для государственных нужд является субъект предпринимательской деятельности независимо от форм собственности. Для участия в процессе государственных закупок потенциальный поставщик должен соответствовать определенным квалификационным требованиям:
1) обладать профессиональной компетенцией, опытом, репутацией, а также иметь необходимые
финансовые, материальные и трудовые ресурсы для исполнения обязательства в соответствии с
договором о государственных закупках;
2) обладать гражданской правоспособностью для заключения договора о государственных
закупках;
3) являться платежеспособным, не подлежать ликвидации, на его имущество не должен быть наложен арест, его финансово - хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
4) выполнять свои обязательства об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды на момент подачи заявки на участие в конкурсе и на момент заключения договора о государственных закупках (ст. 10 Закона о госзакупках).
Содержание договора по закупкам товаров для государственных нужд определяется в соответствии с типовым государственным контрактом на организацию закупок и поставку товаров, выполнение работ и услуг для государственных нужд.