После поражения первой российской революции в стране наступил период реакции. Были запрещены демонстрации, митинги и собрания, разгромлены Уральская, Петропавловская, Семипалатинская, Верненская, Перовская и другие социал-демократические организации и профессиональные союзы. По закону от 3 июня 1907 г. о роспуске II Государственной думы и введении новой системы выборов, казахи и другие народности, населявшие край, лишались избирательных прав. Усилился полицейский надзор за служащими, рабочими и крестьянами. Владельцы промышленных предприятий Перовска, Акмолинска, Уральска, промыслов “Эмба”, “Доссор” и др. увольняли с работы “неблагонадежных рабочих, вносили в “черные списки” активистов, организаторов выступлений, волнений масс”. На предприятиях были увеличены нормы выработки, продолжительность рабочего дня, снижены расценки, широкий размах получили штрафы. Черносотенные организации “Союза русского народа”, “Союза Михаила Архангела” и др. устраивали погромы, разжигали национальную вражду.
Для подавления выступлений крестьян-переселенцев, казахских шаруа из гарнизонов направлялись казаки, отряды карателей. Так, в апреле 1909 г. по телеграфному запросу из Перми в Кустанаи была направлена сотня казаков для подавления недовольства казахов, выступавших против переселенческой политики царизма.
Обострение аграрного вопроса в центре России царское правительство пыталось разрешить путем колонизации своих окраин, в том числе Казахстана, переселением крестьян. Колонизация земель сопровождалась массовым изъятием у казахского населения пол видом “излишков” лучших плодородных земель, в том числе обжитых и освоенных. Только в 1906—1912 гг. было изъято свыше 17 млн. десятин земли.
Усиление национально-колониального гнета, аграрная политика царизма, проникновение капиталистических отношений в социально-экономическую жизнь края привели к росту национального самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали различные идейно-политические течения, ядром которых выступали национальная интеллигенция, выпускники университетов и училищ Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Омска, и Оренбурга. Наиболее выражавшими мнение различных идейно-политических течений национальной интеллигенции были журнал “Айкап” и газета “Казах”.
Журнал “Айкап”, выходивший в 1911—1915 гг. (издатель и редактор — Мухамеджан Сералин (1871—1929 гг.), выражал аграрно-демократические направления идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. На страницах журнала освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития товарно-денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась колонизаторская политика царизма. Главным вопросом в журнале “Айкап” был аграрный вопрос, т. е. земельные отношения, оседание кочевого хозяйства, вопросы агрокультуры, изменения форм хозяйствования и др.
Газета “Казах”, выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально-демократического направления. В ней сотрудничал и лидер казахской конституционно-демократической партии и общенационального движения казахского народа, ученый-экономист А. Букейханов,А. Байтурсынов, М.Дулатов и др. В главном, аграрном вопросе они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. В области развития общественно-политической жизни края либерально-демократическое направление ратовало за эволюционное развитие общества. В целом, несмотря на различные взгляды о развитии социально-экономической и общественно-политической жизни края, журнал “Айкап” и газета “Казах” на своих страницах сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи.
В 1910—1911 гг. в связи с новым экономическим подъемом в Казахстане оживилось забастовочное движение. В мае 1911 г. бастовали рабочие-железнодорожники мастерских станции Перовск и Туркестан, горняки на рудниках акционерного общества “Атбасарские медные руды”. В забастовке участвовали около 300 человек, которые требовали увеличения заработной платы.
28 апреля 1912 г. в Оренбурге и по линии распространялись прокламации городского комитета РСДРП, которые призывали к празднованию. Первого мая, а также содержали требования 8-часового рабочего дня, политических свобод, роспуска армии и замены се народной милицией.
Летом 1912 г. на ташкентском участке Оренбургско-Ташкентской железной дороги происходили также волнения 300 рабочих подрядчика Карахнова. доведенных до полного отчаяния шестимесячным ожиданием расчета.
12 мая 1912 г. из-за низкой заработной платы, тяжелых условий труда забастовали рабочие Спасского медеплавильного завода. В июне 1913 г. забастовали рабочие-строители Оренбургско-Орской железной дороги, нефтяники Доссора, в сентябре произошли волнения рабочих на Чокпаркульских угольных копях в Тургайском уезде. В своих выступлениях рабочие требовали улучшения экономического положения, решения социальных вопросов, выдвигали политические требования, которые имели важное значение для развития политического сознания и решимости бороться за свои права.
Выступление рабочих края оказало влияние на рост крестьянских выступлений против царизма, развитие национально-освободительного движения.
Крестьяне-переселенцы отказывались от раскладки налогов и податей, осуществляли самовольную порубку лесов, многие из них оказались без выделенных земель: безвыходность положения, обнищание массы крестьян-переселенцев, усиление социально-классовой расслоенности переселенческой деревни стали причиной открытых выступлений крестьян.
Против аграрной и колониальной политики самодержавия выступали и казахские трудящиеся. Феодально-байская верхушка, владея большой частью поголовья скота, пастбища, все больше эксплуатировала бедняков. Широко распространялись взяточничество, вымогательство, подкупы и др. Казахские шаруа жгли зимовки баев, отказывались от уплаты налогов, нападали на воинские команды.
Вступление России в мировую империалистическую войну тяжело отразилось на положении трудящихся Казахстана: увеличились размеры налогов. На казахское население были возложены “добровольные сборы”, принудительная подписка на государственный заем и военный налог, всего около 10 различных видов сборов и пошлин.
Продолжалось изъятие земель у казахского населения, для нужд войны реквизировали одежду, скот и продукты продовольствия. принудительно мобилизовали транспорт для подвозки военных грузов (главным образом, хлеба) к железнодорожным станциям. За время воины из Туркестанского края было вывезено 300 тыс. пудов мяса, 70 тыс. голов лошадей, !3 тыс. верблюдов. Только из Семиречья в 1914 г. было вывезено скота и продуктов скотоводства на сумму 34 млн. руб. Под видом помощи семьям мобилизованных была введена трудовая повинность, т. е. казахи в качестве рабочей силы должны были пахать, сеять и убирать урожай в переселенческой деревне.
В годы войны сократились посевные площади, количество скита. усилился национально-колониальный гнет. Царская администрация искусственно разжигала межнациональную рознь, выдвигая шовинистические лозунги. вооружала верхушки переселенческого населения.
В селениях Андреевском, Осиповском Лепсинского уезда, Верненском уезде женщины разгромили лавки купцов, разобрали товары. Выступление женщин в Зайсане в 1916 г. было прекращено с помощью военной силы, были арестованы 13 человек.
В воинских частях широко развернулась антивоенная пропаганда. призывники часто уклонялись от воинской повинности, солдаты отказывались ехать на фронт, пока их семьям не выплатят пособие. Так, в 1914 г. 300 солдат в Кокчетаве отказались отправляться на фронт, пока их семьи не обеспечат землей, усадебными участками и пособиями. Выступление солдат было прекращено вооруженной силой, а десять активных участников арестованы и осуждены на каторгу на различные сроки.
Аналогичные выступления произошли в г. Верном, Акмолинской и Семипалатинской областях. В воинских частях резко падала дисциплина, участились случаи дезертирства.
В 1916 г. усилилось брожение среди солдат местных гарнизонов. возвращавшиеся с фронта солдаты привозили с собой листовки и прокламации, все чаще и чаще открыто высказывалась ненависть к войне и царизму.
В годы войны резко ухудшилось положение трудящихся в городах, рабочих на промышленных предприятиях. В первые же дни царское правительство во всех областях Казахстана ввело “чрезвычайное военное положение”, согласно которому были запрещены собрания стачки, забастовки, уклонение от работы, была введена военная цензура на корреспонденцию и т. д. Усилился полицейский надзор. Предприниматели получили право в военное время подвергать рабочих аресту, а в случае самовольного ухода возвращать их на работу с помощью полиции. Несмотря на это, в крае росло недовольство во всех слоях населения.
В июне 1915 г. забастовали рабочие-казахи экибастузских и карагандинских копей, киргизского горнопромышленного акционерного общества, Спасского завода, выступавшие против низкой заработной платы и тяжелых условий труда.
Иностранные капиталисты и предприниматели, пользуясь бедственным положением рабочих, усиливали эксплуатацию. Систематически снижалась заработная плата, а на товары первой необходимости цены постоянно росли.
Летом 1916 г. рабочее движение охватило Риддерские рудники, нефтепромыслы Эмбы, Экибастузские, Байконурские угольные копи, Спасские медные рудники, Оренбургскую, Ташкентскую железные дороги и др. Дальнейшее развитие рабочего, аграрного и в особенности национально-освободительного движения предопределило восстание казахов в 1916 г.