По мнению исследователей, Казахское ханство основано было в 60-х годах XV века. Процесс формирования казахской государственности был связан с основными жизненными потребностями родственных племен, так как вопросы сохранения этнической и территориальной целостности, обеспечение безопасности, создание условий для повседневной хозяйственно-бытовой деятельности не были решены ни в период существования Белой орды, ни в Ханстве Абулхаира, ни в Ногайской орде. Внутри этих государственных объединений не было политической стабильности. Историческую миссию, связанную с дальнейшей судьбой этнически близких племен, взяли на себя потомки Урус хана – султаны Жанибек и Керей.
Мухаммед Хайдар Дулати в своей работе «Тарихи-и Рашиди» описывает эти события так: «В это время Абулхаир хан властвовал над степями кыпчаков. Он доставлял много неприятностей потомкам Жошы – султанам. Жанибек хан и Керей хан сбежали от него, и ушли в Могулистан. Есен-Буга хан встретил их радужно и подарил им «Козыбасы» на побережье Шу. Это западный край Могулистана. Они мирно жили в этом регионе. После смерти Абулхаира его потомки завели распри между собой, и было много непонимания. Некоторые из них собрались вокруг ханов Керея и Жанибека. Их число достигло 200 тысяч. Они стали называться узбек-казахи. Правление казахских султанов началось с 870 г. Сведения у Аллаха более точные!»
Таким образом, по Мухаммед Хайдару Дулати, в 870 г. от хиджры, или 1465-1466 гг. нового летоисчисления, было создано Казахское ханство.
В истории кочевого родоплеменного общества отделение части рода или племени, слияние ее с другими патриархальными сообществами было вполне обычным явлением. Но массовое перемещение значительной части родственных племен за пределы Ханства Абулхаира означало нечто большее, чем ставшее уже привычными территориальные споры и междоусобные столкновения среди потомков Чингизхана.
Однако надо отметить, что казахское ханство создается не с момента откочевки. Факты говорят, что принявший будущих казахских ханов правитель Есен-Буга умер в 1462 году. Противник Есен-Буги Юнус хан был приглашен в Герат Тимуридом Абду Саидом в 1458-59 годы. Противостояние Есен-Буги и Юнус хана длилось около двух лет. Следовательно, откочевка Жанибека и Керея с улусными людьми во владения могольского Хана Есен-Буги произошло в 1459-1460 гг.
Чем был вызван этот раскол в ханстве Абулхаира?
В 50-е годы XV века Юго-Восточный Казахстан подвергается нападению ойратов (калмаков), объединенных очень сильным правителем Есен тайши. В начале он направляется в поход против империи Мин и, пленив императора Чжу Цичжэня, облагает данью китайцев, затем внимание направляет на Могулистан и Семиречье.
В 1452 году ойраты совершают военный поход против Могулистана и доходят до берега реки Чу. Хан Есен-Буга, обеспокоенный междоусобицами в Кашгаре, не смог оказать сопротивление. Полководец ойратов Уз-Тимур тайшы, воспользовался тем, что Есен-Буга хан находится в Кашгарии и без каких-либо сопротивлений, через восточную часть Могулистана, прошел в Семиречье, далее устремился в Туркестан. Его войско разорило население, проживавшие на берегах Сырдарьи, разграбило города Ташкент, Туркестан. Ойраты направляются в столицу Абулхаир хана Сыгнак. Выступило и войско Абулхаир хана. Битва войск Абулхаир хана и ойратов во главе Уз-Тимур тайшы произошла в 1457 году около Кок – Кесене, в окрестностях Сыгнака. Абулхаир хан терпит крупное поражение от ойратов и бежит с поля боя. В результате Абулхаир хан вынужден был заключить с Уз-Тимур тайшы унизительный мир. Уз-Тимур тайшы забрал с собой внука Абулхаир хана Махмут султана в аманат.
Таким образом, можно предполагать, что раскол в Узбекском ханстве совпадает с годами, когда Абулхаир хан приводит в порядок сильно пострадавшие от погрома ойратов владения. Поэтому порядок, который Абулхаир хан начинает устанавливать в своих владениях, были жесткими и очень суровыми. О внутренней политике Абулхаир хана в рассматриваемый период автор работы «Абу-л-Хайр-хан» Абулгази говорит так, что он был суров, даже своим сородичам.
При таких условиях легко можно представить положение тех султанов, которые относились к другой ветви чингизидов и в силу этого выражали династические интересы разных группировок. Об этом автор «Бахр-ал-асрар» Махмуд б. Вали говорит так: «Когда Абулхаир хан перебил принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях, это рассеяние и расстройство стало причиной их объединения и сплочения».
Во главе такого «рассеянного общества», состоящего из недовольных политикой хана племен и родов Узбекского улуса, и стали Жанибек и Керей. Не имея возможности успешно бороться с ханом, они предпочли покинуть родные просторы, и встали на путь изгнания с группой племен которые их признавали, направились в Могулистан.
Чем было вызвано столь дружественное отношение хана моголов к беглецам? Появление мощного Калмакского государства поставило правителя Могулистана того периода Есен – Бугу в тяжелое положение. Хан Есен-Буга не имел в ту пору возможности отразить набеги северных кочевников, т.е. противостоять против откочевавших племен во главе с Жанибеком и Кереем. Поэтому стремился опереться на Жанибека и Керея и обеспечить безопасность своих границ. Во-вторых, в лице Жанибека и Керея и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнус хана, поддерживаемого тимуридом Абу Саидом.
После смерти Есен-Буги власть в Могулистане переходит его брату Юнус хану и устанавливаются дружественные и родственные отношения с Жанибеком и Кереем. Юнус хан выдает свою дочь Нигар ханым замуж за сына Жанибек хана Адик султан. Таким образом, обе стороны «соединяют и скрепляют нить дружбы и союза».
Естественно, обосновавшимся в Могулистане Жанибеку и Керею вливаются все недовольные ханом Абулхаиром. Это внушают опасения Абулхаиру. Поэтому глава Узбекского ханства Абулхаир предпринял в Могулистан тщательно подготовленный поход. Однако в период этого похода он заболел и скончался.
Уход с исторической сцены хана Абулхаира, распад Могулистана в нескольких феодальных владений позволили Жанибеку и Керею вновь вернуться к среднему течению Сырдарьи, Туркестану с целью закрепиться на новом месте и вступить в политическую борьбу за власть в степи с потомками хана Абулхаира.
Конкретной их задачей была сделать данный регион центром нового государства. С 1470 года на берегах Сырдарьи начали появляться казахские отряды. С этого времени стремление казахских ханов подчинить себе кыпчакские степи легло в основу их политической и военной деятельности. В 70-80 годы XV века Жанибек и Керей, затем их наследник и потомок Бурундук хан все свои усилия направляли именно на расширение территории Казахского ханства.
Цель первых казахских правителей подчинить города вокруг Туркестана имела ряд причин. Во-первых, районы Присырдарьи и Каратау были ближайшими к Семиреченским владениям казахских ханов и являлись для них наследными. Во-вторых, города на побережье Сырдарьи издавна были политическими, торгово-экономическими и культурными центрами.
А во времена Белой Орды и Ханства Абулхаира эти обширные степные пространства и развитые земледельческие оазисы приобрели еще большее политическое и стратегическое значение. Города Отрар, Сыганак, Сауран, Сайрам, Сузак и другие были административно-политическими центрами ранее существовавших государств, и их завоевание могло стать залогом будущего укрепления и расширения молодого Казахского ханства. Поэтому борьба казахских ханов и правителя кочевых узбеков – внука Абулхаир хана – Мухаммеда Шейбани за присырдарьинские города привела к затяжным войнам, особенно в 80-90 гг. XV века. В их противостояния вмешались и наследники Тимура (тимуриды) и могульские ханы, также имевшие свою заинтересованность в этом регионе.
Одним из видных предводителей казахских войск в период 70-90-х годов XV века был Бурундук хан - сын хана Керея. Но и при нем борьба за присырдарьинские города и их оазисы шли переменным успехом. Победы и поражения сопутствовали всем участникам этого противостояния. В этот период, в ходе непрекращающихся столкновений, шейбаниды оттеснили войска наследников эмира Тимура и захватили Отрар, Яссы (Туркестан), Узкент. А Ташкентом и Сайрамом в это время завладел могульский хан Султан Махмут. Казахские ханы подчинили себе Сузак, Сыгнак, Северное Приаралье и значительную часть Центрального Казахстана.
К концу XV века борьба между казахскими ханами и шайбанидами приобрела характер соперничества за обладание степными территориями Центрального и Южного Казахстана. У Мухаммед Шайбани не оказалось значительных сил для сопротивления против растущей мощи Казахского ханства. Притесненный казахскими правителями Мухаммед Шейбани вынужден был удалиться в Мавереннахр. На пути в Самарканд малочисленный отряд Мухаммед Шейбани был наголову разбит Иренжи султаном - сыном Жанибек хана. Оставшиеся в живых спутники царевича почти рассеялись. Он сам с братом Махмутом едва спасся бегством и вместо Самарканда поспешно направился в Бухару. Эмиры и бахадуры - все, кто был свидетелем того события, говорится в источнике об этом поражении Мухаммед Шейбани хана, «разбежались в разные стороны, так что у них не было возможности соединиться друг с другом». Не сумев вернуть себе земли, которыми владел дед Абулхаир, Мухаммед Шейбани отвоевывает у тимуридов Мавереннахр.
Захватившие власть в Мавереннахре Шейбаниды стремились не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью они препятствовали утверждению казахских правителей в присырдарье. Для начала Мухаммед Шейбани хан попытался прекратить торговые сношения казахов с земледельческими районами средней Азии. Однако политика экономической блокады - запрет на торговлю – не имела желаемого успеха.
В это время могульские правители, владевшие Восточным Туркестаном, предприняли попытку завоевать Семиречье. Однако Бурундук хан сумел сплотить для борьбы с ним кочевые народы Семиречья, Центрального и Западного Казахстана.
После пребывания около двух лет в Бухаре, Мухаммед Шейбани, собрав необходимые военные снаряжения, решается из чужой страны наступить на казахские земли. Однако слишком незначительны были его силы, чтобы можно было предпринять с ними что-либо серьезное и добиться успеха в борьбе с казахскими правителями. По словам Мухаммеда Хайдара Дулати, крупных сражений было два, и в обоих, победа осталась на стороне казахских султанов.
Переход же некоторых пограничных крепостей в руки Мухаммед Шайбани объясняется его умением выгодно использовать враждебные интересы своих соперников, коалиция которых были, как правило, непрочны. Когда казахский хан Бурундук в союзе с тимуридом Мухаммад-Мазид тарханом подошел к Отрару, то Мухаммед Шайбани посоветовал запереться и не вступать в открытое сражение с преобладающей силой противника. «Поскольку их два-три соперничающих войска, - говорил он своим приближенным, - то они могут воспылать подозрением друг к другу. Когда же они заподозрят друг друга, тогда дело пойдет к расстройству». И действительно так и случилось.
Однако походы нового правителя Мавереннахра на казахские земли в 1503-1504 гг., 1505-1506 гг., 1509-1510 гг. не принесли ему успеха. 1510 году Мухаммед Шейбани погиб в битве с Иранским шахом.
Таким образом, конец XY и начало XYI веков стало для Казахского ханства периодом становления и укрепления с одной стороны, с другой - периодом защиты территории казахского ханства от претензий Мухаммеда Шейбани.
Укрепление и дальнейшее развитие казахского ханства в начале XYI века связано с именем Касым хана. Касым – сын Жанибек хана. Он родился примерно в 1445 году. Когда, на исходе лета 1513 года на берегу реки Чу, Касым хан встретился с шагатаидом Саид ханом, по рассказу их современника Мухаммеда Хайдара Дулати, «возраст Касым хана превышал шестьдесят лет и был близок к семидесяти».
В период правления Бурундук хана он был военным полководцем. Касым султан, по отзывам современников, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других. Хотя он видел, что фактически власть в ханстве и инициатива находится в его руках, но не хотел нарушать традицию подчинения старшему. По словам Мирзы Хайдара, Касым «еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто и не думал о Бурундук - хане. Но он не хотел находиться поблизости от Бурундук - хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, означало бы возражать хану, а повиноваться же ему душа не лежала, поэтому он и старался держаться подальше от Бурундук хана».
Касым, как дальновидный политик, был осторожен, умел терпеливо выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса. Это случилось в 1510 году, когда Шайбани хан совершил набег на улус Касыма, располагавшийся в предгорьях Улытау. Касым султан, не располагая возможностью в этот момент отразить нападение противника, отступил к отрогам Улытау и там укрепился. Шайбаниды захватили покинутую ставку Касым султана и в течение нескольких дней праздновали победу. Тем временем Касым проведал об их беспечности и внезапно напал. Это вызвало в лагере противника панику и суматоху, в результате чего погибло
множество узбекских воинов и военачальников. Вооружение всего войска Шейбани хана попало в руки казахов. Остатки разбитого войска присоединились к Шайбани хану, располагавшемуся в Кок-Кесене (в окрестности Сыгнака). Мухаммед Шайбани хан тот час же снялся и спешно отступил. Следом прибыло войско Касым султана и убило еще множество узбекских воинов.
После этого события соперничество двух влиятельнейших людей ханства Бурундук хана и Касым султана кончилось, в конце концов, победой всесильного и энергичного султана Касыма. Не ранее осени 1511 года Бурундук хан с кучкой приближенных удаляется в Мавереннахр. Касым султан сел на трон Казахского ханства.
По рассказу Мухаммеда Хайдара Дулата, хан моголов Султан Саид, узнав о выступлении Касым хана на Ташкент, поспешил к городу, чтобы действовать с ним вместе. Но, получив у горного прохода Кендерлик -между вилайетом Фергана и Ташкент, весть о том, что Касым отступил, Саид хан не решился идти один на Ташкент и повернул обратно. Осенью 1513 года на реке Чу он встречается с Касым ханом, чтобы убедить хана казахов в необходимости нового похода на Шайбанидов. Но Касым вежливо отказал.
Во втором десятилетии XVI века Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. В это время границы ханства на юге выходили на побережье Сыр-Дарьи и включали часть городов Туркестана, на юго – востоке они охватывали предгорья, и долины значительной части Семиречья, на северо-западе достигали бассейна реки Яик.
Таким образом, как характеризуют источники и факты, образование Казахского ханства произошло в середине 60-х годов XV века в Западном Семиречье. Основоположниками нового государственного объединения - Казахского ханства – явились потомки правителей Ак Орды. Они восстановили свое господство в Восточном Дешт Кипчаке в долгой и изнурительной борьбе с шайбанидами. Как показывают факты, здесь происходит объединение усилий не только первых казахских ханов и улусных султанов, но и потомков из династии Жучи и представителей местной кочевой аристократии.
В конце 20-х годов XV в. на территории центральных, западных и северо-западных районов Казахстана существовало несколько независимых феодальных владений. Между феодалами происходила постоянная борьба за власть. В такой обстановке выдвинулся потомок Джучи, шайбанид, сын Шайх-оглана Абулхаир. Он быстро сумел найти поддержку у господствующей верхушки многих племен Центрального и Северного Казахстана. В 1428 г. в области Тура (Западная Сибирь) Абулхаир был провозглашен ханом.
Абулхаир был обязан своим избранием влиятельным кругам кочевого общества. Именно поэтому он должен был проводить политику, отвечающую их интересам. Абулхаир-хан вел долгую борьбу с тимуридами за присырдарьинские города и Хорезм. Улус Абулхаира вступил в тесный контакт со Среденей Азией, а связи с центрами распадавшейся Золотой Орды постепенно ослабевали.
Ханство Абулхаира или «государство кочевых узбеков» имеет значительное явление в истории Казахстана и Средней Азии. Это государство объединило земли к востоку от Ногайской Орды: от Яика на западе до Балхаша на востоке, от Аральского моря и низовьев Сырдарьи на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере.
Несмотря на сорокалетнее правление Абулхаир-хана, внутриполитическое положение государства не было стабильным. Ему пришлось вести упорную борьбу с многочисленными джучидами, претендовавшими на верховную власть в улусе.
В 1468 г., при походе в Моголистан, Абулхаир-хан умер. После его смерти династийные распри усилились, что привело, в конечном счете, к распаду «государства кочевых узбеков».
В середине I тыс.н.э. на огромной территории от Северной Монголии до низовьев Амударьи расселились многочисленные тюркские племена. Тюрки селились не только в степных просторах, но и в городах, сёлах. Происходило смешение потомков саков, усуней, кангюев и др. народов с тюрками. Интеграции племен и племенных объединений содействовал Тюркский каганат, а впоследствии – Карлыкское, Тюргешское, Огузское государственные объединения. Важную роль в этногенетических процессах на юге и юго-востоке Казахстана сыграла карлыкская конфедерация, а в районах Центрального и Восточного Казахстана – кимакская конфедерация. Древнетюркский язык постепенно утвердился как основной язык на территории Казахстана. Более существенное влияние на образование казахской народности оказало государственное объединение кыпчаков.
Монгольское нашествие в начале XIII в. существенно задержало процесс образования народности, но не могло остановить его. Медленно, но все же восстанавливалась хозяйственная жизнь, стали возрождаться города, торговые связи.
Разобщенность населения Казахстана в XIV- первой половине XV вв. сыграла свою роль в появлении такой особенности этнического пути формирующейся казахской народности, как образование трех жузов. Жузами называют крупные объединения племён, принадлежавшие к одной народности, и населявшие часть общеказахской территории. Точное время и механизм трех казахских жузов – Старшего, Среднего и Младшего, остаются пока неясными.
Итак, к середине XV в. сложились необходимые условия для образования казахской народности. Постепенная эволюция хозяйства, изменения в характере общественных отношений, укрепление феодальных начал – все это способствовало сложению новой этнической общности.
Становление и развитие казахской государственности в регионе средневекового Казахстана имело важнейшее значение для консолидации, сохранения целостности казахского этноса на длительном пути его развития. Преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в разных государственных объединениях связано с именами Жанибека и Керея. Их династийные интересы, борьба с другими чингизидами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп народа, как из родовой знати, так и рядовых труженников.
Согласно родословным, Жанибек и Керей были близкими родственниками. В источниках нет точного разъяснения, кто из них был главным, их имена пишутся рядом в строгом порядке. Они оба имели право на власть: Жанибек как прямой родственник хана Барака, Керей как старший по возрасту.
Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств на территории Казахстана- ханства Абулхаира и Моголистана.
Первоначально Казахское ханство занимало территорию Западного Семиречья, долин Шу и Таласа. Оно объединило как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена, так и местные. Мухаммад Хайдар Дулат относит время образования Казахского ханства к 870 г. хиджры (1465-1466 гг.).
В конце XVII в. нормы обычного права казахского народа были дополнены и кодифицированы. Законы были составлены в правление хана Тауке и известны под названием “Жеты Жаргы“. В них были закреплены основные принципы и нормы патриархально- феодального права средневекового казахского общества. В источниках нет сведений о том, кто был автором « Жеты Жаргы». По историческим преданиям его творцом был хан Тауке, который будто бы собрал в урочище Куль-тобе представителей трех жузов и они соединили «старые обычаи ханов Касыма и Есима» в нормы, названные «Жеты Жаргы».
Создание «Жеты Жаргы» преследовало цель приспособить существующие нормы обычного права к новым потребностям казахского феодального общества. Таким образом, в «Жеты Жаргы» были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Закон содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях. Главное внимание уделялось в этих законах охране феодальной собственности и регулированию споров о собственности. Нарушителю феодальных прав угрожали жестокие репрессии. «Жеты Жаргы» внесли в жизнь казахов некоторые элементы законности, ослабляя тем самым тяжесть непрерывных междоусобиц, усилили правопорядок.