Внутри жузов сохранились подразделения людей на общности: союзы (тайпа), объединения (ру), ассоциации (ата), и общины (ауыл), которые составляли часть жузов и возглавлялись собственными правителями (биями и батырами). Объединения и общины являлись формой не этнической, а хозяйственно-политической общности ее членов. Родовые кличи (уран) и знаки (танба), традиции, сказания и общие места погребения предков являлись атрибутами обособленности, относительной автономности объединений.
Социально-сословные отношения в казахском обществе, в рассматриваемое время были весьма своеобразными. Так, например, в казахском обществе существовали две сословные группы. Определяющим фактором служило не имущественное положение а социальный статус. Высшим сословием в социальной структуре являлось сословие аксуйек (белая кость), в которые входили кожа и торе, не входившие в систему жузов. Торе - потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали титул султана и право занимать ханский престол. Они представляли самую влиятельную политическую силу казахского общества. Словом "султан" первоначально обозначалось собирательное понятие о верховной власти - владычество, господство, власть и правительство. Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Для не царствовавших потомков Чингисхана по мужской линии, употреблялся термин оглан и торе.
К белой кости относились также к ожа, считавшиеся потомками первых проповедников ислама и пользовавшиеся большим авторитетом среди казахов, но их права, по сравнению с султанами, были ограничены.
Сословие к ара с у йек (черная кость) было наиболее многочисленным. Для обозначения различных категорий простолюдинов, в отличие от султанов и ходжей, употреблялось несколько терминов: карачу, каракиши, шаруа, букара. Это были семьи, ведущие самостоятельное хозяйство, отстаивавшие свою независимость и свободу. В среде черной кости выделялось несколько групп, имевших профессионально-административный характер. Это были бии и батыры. Бии исполняли административные, судебные и военные функции. Ими могли быть только те люди, которые хорошо знали обычное право и пользовались большим авторитетом среди народа. Бии при хане Тауке представляли интересы народа в курултаях и участвовали вместе с султанами в решении общегосударственных дел. Батыров выдвигало само время, время военных столкновений и внешних угроз.
Отдельную сословную группу составляли "кул"- рабы. Рабы в основном были из числа военнопленных из других народов - туркмены, русские, кыргызы, ойраты. Они занимались самой тяжелой работой. Женщины "кул" занимались домашней работой. Само состояние неволи лишало раба преимуществ правоспособного человека, ставило его наравне с вещью, скотом. Раб не мог выступить в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина. Они не несли ответственность за преступления, за него несли ответственность его хозяева. Дела, касавшиеся рабов, не подлежали суду биев. Согласно "Жет i Жаргы", только владелец раба был властен над его жизнью и смертью.
В целом, выраженной классовой дифференциации не было, отсутствовала классовая борьба, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Казахское общество представляло собой строго иерархически организованную социальную структуру социальных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях.
Гибкая социальная организация, ядром которой были локальные группы родов и племен, ее внутренняя мобильность, подвижность, периодическое распадение племен на роды в зависимости от демографического развития, коллективное владение землей, сочетание коллективизма с элементами социальной неоднородности - все это крепилось общностью территории, хозяйственно-экономическими связями, кровными и родственными узами, мифами, подтверждающими общность происхождения всех членов рода и племени от предка-основателя. Основные типы социальных связей в таких обществах не могли не быть кровнородственными, родственными и территориально-родственными (племенными).
Таким образом, основное содержание политических отношений кочевых и полукочевых обществ, и казахов в том числе, заключается в поддержании разумного равновесия между институтами племенной структуры и государственной организации. Однако такое равновесие было нарушено в период присоединения Казахстана к России, когда раскол в политической элите казахского общества привел к острой борьбе между племенными верхушками, и, в конечном счете, между жузами, что не могло не привести к кризису традиционной потестарно-политической организации казахского общества.