Великий Шелковый путь. С первых шагов своей государственной истории тюрки, контролировали важные участки евразийского Торгового пути, получившего в конце 19в. с подачи труда немецкого географа и геолога Рихтгофена «Китай» экзотическое название «Шелковый путь», ибо основным экспортным товаром из Китая в страны Запада являлся шелк, ставший международной валютой.
Для истории Казахстана крайне актуально исследование проблемы взаимодействиякочевых и оседлых цивилизаций, отношений между Степью и Городом. Трасса Сирия – Иран – Средняя Азия – Южный Казахстан – Таласская долина – Чуйская долина – Иссык-Кульская котловина – Восточный Туркестан оставалась основной до 14в. На трассу выходил еще ии другой маршрут: из Византии через Дербент в Прикаспийские степи – Мангыстау – Приаралье – Южный Казахстан.
Так выглядел Казахстанский участок Великого Шелковогопути.Из Шаша дорога шла через перевал на Турбат в Испиджаб, располагавший караван-сараями, торговыми постройками, хозяевами которых были купцы Бухары и Самарканда.Географ 10в.Ибн Хаукаль писал: «Испиджаб состоит из медины, цитадели и рабада.У медины четверо ворот…Это обильный людьмии обширный город, во всем Хорасане и Мавераннахре нет города, с которого не взимался бы харадж, кроме Испиджаба»Покинув Испиджаб, караваны двигались в сторону Тараза. Из Тараза на восток путь продолжался по пустынной местности карлуков к городу Кулану .Автор географического словаря Якут отмечает в 20-х г.г.13в.; «Кулан – приятный городок на границе страны тюрков, со стороны Мавераннахра».
От Кулана далее на восток стояли города Мерке и Аспара.
Из Джиль-Шуба дорога шла в Сарыг – Кирмирау – Навакет(резиденциякаганов) – Пенджикент – Суяб.Суяб – крупный город Семиречья, был столицей западных тюрок, тюргешей и карлуков. Из Суяба дороги шли либо по северному, либо по южному берегам Иссык-Куля, затем соединялись у перевала Бедель и через него, либо Ташрабат, Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.
Из Иссык-Кульской котловины через перевал Санташ и долины р.Каркары шел путь в Илийскую долину, затем вАлмалык, а затем по северной оконечности мертвой пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и Турфан шел к Дунхуану и в Китай.
Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. В своюочередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси понему шлимирра и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, красители и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая кость, слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья. По Шелковому пути везлина продажузнаменитыхконей Ферганы, арабских и нисийских скакунов, верблюдов, слонов, носорогов и львов и т.д.По Шелковому пути распространялись культурные растения.Кроме товаровпо Шелковому пути распространялись религиозные идеи,искусство, музыка.
Современники тех далеких событий воспевали не только преуспевание того или иного государства, но и освоение ценностей чужих культур собственным народом, общение между народами.
Шелковый путь объединил различные мировоззренческие системы, демонстрировал веротерпимость, стремление к активному обмену инновациями. Тюрками был совершен колоссальный культурный прорыв, сформирован новый тип незамкнутой культуры со своей уникальной рунической письменностью.
Достаточно сказать, что ЮНЕСКО в 1987г. одобрен Международный исследовательский проект «Шелковый путь -путь диалога» по инициативе Греции, Египта, Индонезии, Италии, КНР, МНР, Омана, Португалии, Шри-Ланки и бывшего СССР. С 1993г. страны прилагают меры по возрождению туризма. Китай, Индия, Пакистан, Иран, Греция, Арабские Эмираты и Турция первыми приняли туристов. Открыли свои границы Казахстан и Средняя Азия.Не остались в стороне и государства – конечные пункты Шелкового пути на его обоих концах:Япония, Корея, страны Европы.