Для характеристики политической системы с точки зрения изменения ее самой и ее элементов и используется понятие политического процесса, под которым понимается вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. Существуют следующие типы политических процессов:
- формирование органов политической системы (институализация)
- воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования;
- принятие и исполнение политических решений.
Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение стабильности, постоянства в политической жизни и ее изменения, динамики, творчества.
Крайними позициями в отношении к политическим процессам служат КОНСЕРВАТИЗМ, выражающийся в том, что его сторонники видят основное назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное; и РЕВОЛЮЦИОНАРИЗМ, представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации.
РЕВОЛЮЦИЯ - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований. Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе.
Революция всегда служит выражением непреодоленных социальных антагонизмов, интенсивной и разнообразной политической борьбы, проходящей с применением решительных мер, сильных средств для достижения поставленных целей. Она всегда возникает на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и наступающего вследствие него хаоса, рассматривается сторонниками такого рода социальных преобразований как необходимый выход из катастрофы, которая в этот момент угрожает обществу и наступает вследствие войны, недальновидной политики правящих групп, затяжки в проведении назревших и необходимых преобразований. Большое значение в революции имеют программные вопросы, сопоставление различных доктрин и стратегий решений поставленных проблем, по которым внутри и вне революционного лагеря происходит интенсивная борьба.
РЕФОРМА характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечение полноты, радикальности и всесторонности их, а на доведение до конца, и этому придается ключевое значение. Считается, что такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен. Большое значение при этом придается обеспечению всеобщей поддержки перемен, достижению согласия в обществе относительно их проведения, т. к. считается, что по крайней мере в первых шагах реформы заинтересовано все общество. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформы, может быть таким, как и в революции, в которую они, кстати, очень часто перерастают, но ее существенное отличие от революции - в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.
Если революция и реформа нацелены на целостное в конечном счете преобразование политической системы. то такой часто встречающийся политический процесс как восстание, имеет по сравнению с ними некоторые существенные отличия. Любому ВОССТАНИЮ присущ некоторый уровень организованности и структуры, которые его обеспечивают, большую роль здесь играют руководители, выдвигаются определенные цели, хотя обычно весьма декларативные и нечеткие. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах. Восставшие руководствуются устойчивыми категориями мышления и речи (право, справедливость, народ, правда), предпринимаются идейные усилия к оправданию восстания как законного дела. Все это придает восстанию определенное созидательное начало. В это же время необходимо иметь в виду, что многие восстания не носят политического характера, не направлены на преобразование политических институтов и даже не затрагивают центров власти, а под успехом такого социального действия, как правило, его участниками подразумевается замещение функций господствующей группы в старом обществе.
БУНТ - массовое действие, имеющее очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограниченного временем протекания, причиной его вызвавшей. Бунт - это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов. Лозунги, выдвигаемые в бунте, или слишком глобальны, неконкретны, или чрезвычайно заземлены.
МЯТЕЖ по степени интенсивности эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет еще более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц. Он носит вооруженный характер, ставка здесь делается на военную силу, и костяк мятежников обычно составляет армия, но с присоединением к его инициаторам более широкого состава участников он быстро теряет качество организованного, целенаправленного действия, приобретая качества бунта.
Если же массы не присоединяются к мятежникам, то он становится ПУТЧЕМ, т. е. выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.
Все рассмотренные выше политические процессы возникают в условиях специфического состояния политической системы - ее кризиса, служащего моментом наивысшего в ней обострения. Зримыми проявлениями кризиса служат состояния, когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его частями в качестве авторитетных; деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма; а структура государственных институтов формируется вопреки традициям и историческому опыту народа.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАМПАНИЯ - это система действий, рассчитанная на достижение определенной цели, обычно в качестве таких целей в политике бывают изменения структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочий , формирование органов власти, достижение тех или иных национальных приоритетов. Поскольку политическая кампания - это система именно коллективных действий, то ее успех в значительной степени зависит от степени поддержки выдвигаемых в ходе нее целей как можно большим количеством людей. Зримыми проявлениями поддержки могут быть количество членов организации или политического движения, регулярность выполнения гражданами своих обязанностей, число голосующих за политическую партию, кандидата на выборах.
Очевидным является значение экономической конъюнктуры, на фоне которой разворачивается политическая кампания. Необходимо также учитывать специфику динамики настроений в ходе политической кампании - она с небольшими отклонениями, вызываемыми экстраординарными обстоятельствами, подчиняется действию известного принципа усталости, выражающегося в быстром подъеме и истощении интереса людей к тем или иным политическим и социальным проблемам.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти. Эффективность политического решения как элемента политического руководства зависит от степени его влияния на реализацию следующих функций.
1. КООРДИНАЦИЯ - поскольку в политическом процессе всегда принимает участие множество людей с высокой степенью различия в интересах, уровне информированности и существует постоянная необходимость в согласовании усилий столь разнородной массы людей, действующих к тому же в постоянно изменяющихся обстоятельствах.
2. КОРРЕЛЯЦИЯ - внесение изменений в тактику движения; необходимость в ней возникает в силу появления новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или, наоборот, облегчающих реализацию поставленной задачи.
3. ПРОГРАММИРОВАНИЕ - осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности, а смысл программирования как раз в компромиссе между ресурсами и убеждениями.
Принятое решение закрепляется, конкретизируется в акте планирования политического процесса, назначение которого заключается:
в согласовании целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный полит процесс;
доведении до возможно большего количества участников действия его программы;
оценке обстановки, в которой будет разворачиваться политическое действие, с целью выявления ее основных доминант, а также узлов взаимодействия противоречий и интересов, от воздействия на которые зависит успех начинаемого политического действия;
принятие мер по созданию соответствующего психологического настроя у участников политического процесса, который бы способствовал, стимулировал их действие в направлении реализации выбранной цели.
Существует ряд условий, соблюдение которых позволяет обеспечить высокий уровень объективности и реалистичности политического решения. Во-первых, следует иметь в виду постоянно проявляющуюся в истории взаимосвязь между непредсказуемостью политического поведения людей, отсутствием гарантий политических свобод. Во-вторых, большое значение имеет здесь качество и объем информации, принимаемой во внимание. В-третьих, поскольку политическое решение всегда принимается в рамках определенных обстоятельств, которые взаимодействуют между собой и образуют некую целостность, систему, что и называется политической ситуацией, учет этой ситуации, ее важнейших, ведущих компонентов. В-четвертых, при этом следует учитывать, что всегда существует значительная опасность упрощения ситуации, она вытекает из объективной неспособности отразить все многообразие составляющих ее элементов, тенденций и противоречий. В-пятых, поскольку после принятия решения и действий по его реализации ситуация изменяется, возникают новые обстоятельства и требуется коррекция как в само решений, так и в механизм его реализации. В-шестых, следует учитывать, что закрытый характер принятия политических решений существенно понижает уровень их рациональности, их обоснованность в таком случае просто не может быть всесторонней.
Существуют два основных типа политических процессов: когда воздействие на политическую власть осуществляется через представительные органы, которые функционируют в рамках самой политической системы, и через непосредственное влияние граждан на органы политической системы.
Рассмотрим некоторые специфические черты основных проявлений прямого действия в политике.
МИТИНГ - собрание людей с неограниченным составом участников, посвященное обсуждению той или иной проблемы. Несмотря на внешние признаки спонтанности и в какой-то степени анархичности и неуправляемости, митинг - это акция, имеющая достаточно выраженные тенденции протекания, учет которых позволяет контролировать и направлять его ход.
ДЕМОНСТРАЦИЯ - массовое шествие сторонников определенной идеи, требования, выражение поддержки или протеста против той или иной акции политической власти.
ЗАБАСТОВКА - прекращение работы с целью политического заявления, предъявления и настаивания на принятии определенных требований. Это акция требующая для обеспечения своей эффективности высокого уровня организации, четкого определения целей, средств возможной компенсации нежелательного урона жертвам забастовочного действия.
Теперь поговорим о политическом плюрализме. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ - это признание множественности социальных интересов и способов их выражения в политике. Это показатель и результат зрелости процесса становления демократической политической системы, возникающей в ходе усвоения уроков трудного исторического опыта.
Плюрализм в обществе может быть как КОНСТРУКТИВНЫМ, когда различия социальных интересов, подходов к проблемам укрепляют, стабилизируют общество, и ДЕСТРУКТИВНЫМ. когда различия становятся базой социальной дезинтеграции, нарастающего роста кризисных ситуаций.
В соответствии с этим политические системы могут быть разделены на два основных типа : КОНСЕНСУСА и КОНФЛИКТА. Второй тип исходит из того, что любые противоречия возводятся в степень социальных антагонизмов, отбрасываются иные интересы кроме собственных; исходит из возможности преодоления или даже ликвидации определенной группы интересов.
Тип регуляции политических отношений, основанный на консенсусе, исходит из признания наличия разных социальных интересов естественным состоянием, необходимости их согласования, а не подавления. Он основывается на общих принципах, ценностях, разделяемых всеми участниками политического действия, предполагает возможность достижения согласия по определенным проблемам.