Вы здесь

Политическое поведение

Очевидно, что политическая реальность предстает перед нами в двух четко различающихся состояниях: с одной стороны, она существует как взаимодействие, функционирование государств, партий, институтов и их облеченных властью представителей, с другой - это сложная цепь действий, контактов людей и их сообществ со своими специфическими мотивами, основаниями и результатами. Отражением этого положения служит наличие в политологии двух аспектов: институционального, сосредотачивающего внимание на анализе организационной, структурной стороны политических отношений, и поведенческого, смысл которого заключается в представлении политики именно как системы действий людей и их последствий.

Основная схема объяснения политического поведения берется из психологии, где точные методы анализа поведения уже были разработаны и активно применялись. На первый план здесь выдвигается бихевиоризм, сводящий сложность политического процесса и политического действия к простоте формулы: политическое поведение есть функция организма (личности, организации) и окружающей Среды - или в более позднем варианте: ответ (политическое действие) есть функция окружающей Среды к определенному типу действия и предрасположенности.

Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие:

- реакция, когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди или институты;

- периодическое участие, связанное с делегированием полномочий во всякого рода выборах, полит. кампаниях;

- Деятельность в политических организациях, партиях;

- выполнение политических функций в рамках государственных органов: служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка;

- посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

- прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности как митинги, демонстрации, забастовки ;

- воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

Известна мощная побудительная сила интереса как важнейшего стимула политической деятельности. Источником мотивации политического действия служит наличие определенной проблемы в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Но для того, чтобы интеллектуальный факт понимания перерос в действие на его основе, требуется новое звено - психологический импульс готовности к действию, который складывается из желания принять участие в действии и уверенности в возможности его успеха. Двигателями этой цепочки - от проблемы к действию по ее решению - могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели. В зависимости от доминирования основного мотива и формируется облик, характер политического поведения: оно может выглядеть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, или быть продуманной, прагматичной системой акций по последовательной реализации принятой программы.

Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов (оснований) как:

- роль, это та формальная рамка поведения, которую принимает для себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;

- статус, или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов принять на себя в политике;

- принадлежность к группе, социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида отношений;

- участие в организации - группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.

В политологии существует стойкая традиция анализа политического поведения с акцентом на выявление его подсознательной мотивации, неосознаваемых оснований, таких как влечение к агрессии, сексуальное утверждение, чувство вины. Такая установка позволяет выявить личностный, причем далеко не рациональный смысл политики и политического поведения. Она была заложена политологом Г. Лассуэлом в работе "Психопатология и политика" применившим метод психоанализа к истолкованию политических явлений.

Признание значения подсознательной мотивации политического поведения, высокой степени его зависимости от состояния психики человека и его жизненного пути не означает ограничения факторов детерминации политического поведения только этой сферой, требует учета многих других факторов и обстоятельств, от которых оно зависит.

Это тем более важно делать, имея в виду, что в политическом поведении как в коллективном действии люди ведут себя по-разному, и среди основных его участников обычно выделяют следующих:

- лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей; характер лидерства, способы влияния на людей , формы организации последователей могут быть различными;

- активисты - посредники между лидерами и последователями, они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения массы;

- последователи - их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организации, они поддерживают выдвинутые лидерами цели, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко;

- лидеры мнения - не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, они своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, делают проблемы объектом всеобщего внимания, к ним обращаются за советом, но не за директивой для действий.

Для характеристики различных модификаций политического поведения в политологии используется термин "политическая иммобильность", которым обозначают такие разнородные состояния деятельности людей как их выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития или их заорганизованностью; политическая апатия, являющаяся формой неприятия политической системы, отказом от каких-либо форм сотрудничества с ней; политический бойкот - выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.

Люди избегают участия в политических делах в силу действия не только внешних, но и внутренних факторов, мотивов. Социально-психологическим состоянием. блокирующим механизм политического поведения, служит АНОМИЯ - ситуация исчезновения, разрушения норм, регулирующих и направляющих поведение. К причинам этого явления относятся:

- безвластие - когда собственное поведение субъекта не определяет течения событий;

- беззначимость (meaningless) - ситуация. когда теряются ориентиры веры и это важнейшие основание действия исчезает;

- отсутствие норм (normless) - убеждение, что только неодобряемое, бросающее вызов другим поведение может способствовать достижению желаемого результата;

- изолированность - отсутствие уважения к ценностям, господствующим в обществе, они просто не принимаются во внимание при решении жизненно значимых для политики вопросов;

- самоотчуждение (self-estrangement) как реакция на неспособность влиять на события.

Наиболее широко распространенным видом негативного политического поведения служит феномен АБСЕНТИЗМА - отказа или воздержания от участия в выборах. Количество избирателей, отказывающихся от участия в голосовании, увеличивается, когда: 1) сам выбор приходится делать или из очень ограниченного (1-2), или из очень большого числа кандидатов; 2) на фоне экономической разрухи, деградации условий существования политический плюрализм выгладит просто раздражающе и оборачивается отказом от участия в выборах, которые на взгляд гражданина являются пустой тратой времени и ресурсов; 3) слишком частые выборы; 4) неприязнь к личности кандидата или тому движению, которое он представляет; 5) "противоречивые искушения", когда момент исполнения гражданами своего долга совпадает с периодом отдыха или отъездом.

Среди мотивов поведения, сдерживающего участие в выборах, доминирующую роль играет чувство безразличия к политическим делам, враждебность к политической системе, впечатление сложности, запутанности избирательного процесса.

В большинстве политических процессов люди участвуют будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования, представляя собой участников митинга, демонстрации, аудиторию передачи и т.п. Находясь в таком состоянии, они приобретают специфические черты массы, к которым относятся:

- статистичность - люди, собранные в массу, не представляют целостного образования, отличного от составляющих его элементов;

- стохастичность, вероятность - случайность, неупорядоченность отношений, границы массы размыты, а состав неустойчив;

- ситуативность - ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята;

- разнородность состава, его межгрупповая природа;

- аморфность - отсутствие внутренней организации, структуры;

- анонимность - члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными свойствами, личностными качествами.

При оценке и прогнозировании характера возможного поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух ее основных типов: публики и толпы. У публики отсутствует какая-либо специальная организация, она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования достаточно случаен. Но практически она всегда формируется на более или менее устойчивой рациональной основе, ею, как правило, является или общая информация. или общий интерес. Ярко выраженные черты толпы: скученность на ограниченном пространстве, относительная длительность совместного пребывания в одном месте, отсутствие способности контроля над взаимодействием, все это создает возможность стремительного заражения - взаимной передачи чувств между собранными индивидами.

В толпе ограничиваются произвольные движения, что вызывает концентрацию внимания на словах оратора, но поскольку всякое сосредоточение внимания имеет определенные пределы, то наступает постепенное утомление внимания, а вслед за ним идет период когда открывается обширное поле для внушения, т.е. все менее критичного восприятия слов оратора, и, таким образом, спокойная толпа становится толпой возбужденной, происходит и усиливается общее взаимовнушение.

Знание этого простого механизма объясняет использование многих известных и широко распространенных атрибутов политического общения в массовых аудиториях : мимики, жестов, шумов и усилителей звука и др. Эти приемы ломают тонкую грань, отделяющую публику от толпы, увеличивают долю физического взаимодействия в ущерб интеллектуальному контакту.

Регуляция политического поведения должна носить властный характер, использовать механизмы принуждения и авторитета, но она не может быть уподоблена технологической операции слежения и постоянного контроля. Как только контроль за политическим поведением становится тотальным, инициатива. а вслед за ней участие и активность уходят, уступая место вялому исполнению указаний, или вообще замещаются политическим отчуждением. Поэтому регуляция обязательно должна оставлять место для инициативы и самостоятельности, ни в коем случае не сводиться к жестким предписаниям и давлению. К числу же факторов, степень влияния которых на политическое поведение массы практически всегда является очень большим, необходимо отнести следующие: 1) роль лидера; 2) характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику; 3) закрепление черт, норм, принципов регуляции политического поведения в принципах политической организации, в придании духовным ориентирам политического действия институциональной формы.

В круг факторов, от которых зависит регуляция политического поведения, включаются также:

- уровень информированности участников, чем он выше, тем поведение рациональнее, и наоборот;

- политическое образование, расширяющее в конечном счете широту навыков, способов достижения целей политического действия;

- степень групповой идентификации участников политического действия, по мере ее роста возможности регуляции их поведения увеличиваются;

- политизация деятельности различных общественных организаций способствует сплочению участников политического действия на основе той или иной программы, ограничивает возможность инициативных самостоятельных действий отдельных участников, повышая степень урегулированности политических процессов;

- увеличение степени риска в ходе развертывания того или иного политического процесса, принятия политического решения способствует сплочению людей, стремлению к консолидации на основе приверженности к тем или иным основным ценностям, принципам при снижении значимости, внимания к оттенкам и нюансам во мнениях и позициях;

- сходным по своим последствиям является и действие такого фактора как усиление влияния партий на ход политических процессов.

Предмет: 

Тест тест