Вы здесь

Анкетирование

Анкетирование - письменный опрос - разновидность метода опроса, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информа­ции, опосредуется анкетой. Анкета представляет собой тиражиро­ванный документ, содержащий совокупность вопросов, сформули­рованных и связанных между собой по определенным правилам. Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом, либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером. По сравнению с интервью анкетирование имеет некоторые принципиальные особенности. Прежде всего меняется способ восприятия респондентом текста вопроса: в интервью - это восприятие устной речи в диалоге с ин­тервьюером, в анкетирование - это восприятие письменного тек­ста. Другая особенность анкетирования - это повышение самосто­ятельности респондента при заполнении анкеты. Процесс воспри­ятия и понимания вопросов анкеты и техники ее заполнения, фор­мирование ответов, аккуратность и полнота регистрации, отноше­ние к опросу, искренность респондента становятся недоступными для внешнего наблюдения и неконтролируемыми в процессе опро­са. Этими особенностями обусловливается возможное снижение качества получаемой информации: возрастание числа формальных и неискренних ответов, увеличение доли неответивших, снижение возврата анкет. Способы повышения качества информации в раз­личных формах анкетирования имеют свои особенности, однако, общим условием повышения эффективности.

Анкетирование групповое - методическая и организационная разновидность письменного опроса (анкетирования), состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении (аудитории) в соответствии с правилами выбо­рочной процедуры. Эта разновидность анкетирования обозначает­ся также терминами «групповой опрос», «аудиторный опрос». Ан­кетирование групповое проводится анкетерами в соответствии с требованиями, предусмотренными «Инструкцией анкетера». Оно может проводится по месту жительства респондентов, по месту ра­боты, по месту учебы, в целевых аудиториях (в читальном зале биб­лиотеки, на выставке, в кинотеатре и др.) Наиболее популярной фор­мой является групповое анкетирование по месту работы и учебы.

Анкетер готовит помещение для опроса, проводит вводную бе­седу о теме, целях, значимости опроса, формируя у респондентов мотивацию на участие в опросе, рассказывает о правилах заполне­ния анкеты. После вводной беседы респонденты приступают к за­полнению анкеты, причем анкетер предупреждает о важности стро­го индивидуальных ответов на вопросы и недопустимости взаим­ных советов и обсуждений. В случае затруднений в процессе за­полнения анкеты, анкетер консультирует респондентов индивидуально.

Величина группы опрашиваемых не должна превышать 10-20 человек, чтобы группа была обозрима и доступна для индивиду­альных консультаций. Продолжительность заполнения анкеты не должна превышать 45 минут, учитывая занятость респондента. Групповой опрос привлекает социологов возможностью обеспечить полный возврат анкет. Для контроля качества заполнения вопрос­ников применяется процедура просмотра анкет перед тем, как рес­пондент опустит ее в урну.

Анкетирование индивидуальное не предусматривает общности места и времени при заполнении анкет совокупностью опрашива­емых. Анкетирование индивидуальное проводится чаще всего по месту жительства, когда анкетер, объяснив респонденту правила работы с анкетой, присутствует при заполнении и по мере надоб­ности консультирует его по технике заполнения. Эта форма анке­тирования увеличивает затраты времени на опрос по сравнению с групповым анкетированием, но обеспечивает контроль за правиль­ностью отбора респондентов и полный возврат анкет. Анкетирова­ние индивидуальное по форме сближается со стандартизирован­ным интервью, когда интервьюер работает с закрытыми вопросни­ками без использования карточек. В практике опросов, эти две фор­мы часто используются параллельно, т. е. по одному вопроснику проводится в одних случаях стандартизированное интервью, на­пример, с пожилыми респондентами, затрудняющимися в чтении или нуждающимися в дополнительных пояснениях по поводу смысла вопросов, а в других, анкетирование в присутствии анкетера, к ко­торому в случае необходимости обращается за консультацией самостоятельно работающий с анкетой респондент.

Анкетирование почтовое предполагает рассылку анкеты по до­машним или рабочим адресам с просьбой к респонденту вернуть заполненную анкету исследователю. Преимущества данного вида анкетирования связаны в основном с организационно-экономичес­кими параметрами. Он экономичен: не требует подготовки штата анкетеров или интервьюеров, его стоимость сводится к тиражиро­ванию вопросника и почтовым расходам; оперативен: на стадии распространения анкеты работа состоит в отборе необходимого числа адресатов из избирательных списков или карточек адресов и оформлении почтовых отправлений. Недостатки почтового опроса связаны с качеством получаемой информации: отсутствие контроля за ситуацией заполнения анкеты; отсюда возможность вмешатель­ства третьих лиц, группового заполнения анкеты, напр., семейное или в первичном коллективе; неполное или формальное заполнение анкет; технические ошибки при заполнении анкет; затягивание сро­ков возврата анкет; низкий процент возврата, ведущий к искажению параметров выборочной совокупности.

Анкетирование прессовое связано с изучением аудитории раз­личных источников информации (газета, журнал, радио, телевиде­ние) и основано на публикации (трансляции) текста анкеты, обра­щенной к потенциальным респондентам (читателям, зрителям, слу­шателям) с просьбой вернуть заполненную анкету к назначенному сроку. Достоинство этой разновидности опроса в его организаци­онной простоте. Главным недостатком данного вида анкетирова­ния является неуправляемый исследователем возврат анкет, отсут­ствие возможности получить репрезентативную информацию о генеральной совокупности. Публикация анкеты в газете, журнале является своего рода заочной читательской конференцией, где со­став присутствующих определяется не исследователем, а потенци­альными респондентами, получившими приглашение участвовать в опросе. При этом совокупность лиц, ответивших на опубликованную в прессе анкету, может отличаться от интересующей ис­следователя генеральной совокупности по признакам, весьма суще­ственным для изучаемой проблемы. Например, на анкету могут от­вечать преимущественно люди , имеющие высокую самооценку ком­петентности по теме опроса, располагающие значительным свобод­ным временем, наиболее развитыми навыками вербализации своих мнений и настроений, привычкой к заочному, эпистолярному обще­нию. Совокупность опрошенных с помощью данного анкетирова­ния обычно дает информацию, не выходящую за пределы читатель­ского актива издания, опубликовавшего анкету. Здесь необходимо изучение механизмов формирования совокупности отвечающих на прессовые анкеты и соотношение их социально-демографических характеристик и структуры мнений с результатами аналогичных, но репрезентативных исследований населения и аудитории того же ис­точника. Если редакция планирует постоянно проводить прессовые опросы, то обязательным должна стать публикация полученных результатов. Необходимо, чтобы каждый из ответивших смог уви­деть на страницах печатного органа свою позицию, найти себя среди большинства или меньшинства собранных мнений. Только тогда воз­можна связь с читательской аудиторией, которая усиливает уровень социологического опроса. Кроме того, активность респондентов по­высилась бы, если за несколько дней до публикации анкеты газета выступила бы по соответствующей теме, более обострила бы про­блему, поместив дискуссионные точки зрения. Следовало бы зара­нее информировать читателей о предстоящем социологическом оп­росе и предупредить их о заинтересованности результатами опроса редакции газет. Публиковать анкету лучше всего перед выходными днями.

Предмет: 

Тест тест