Вы здесь

Интерпретация полученных данных

динамику показателя, исследователь может для решения отдельных задач сам сконструировать некоторый индекс.

Обычно индексы конструируют для решения сложных задач. Успех их построения во многом зависит от находчивости и социо­логического опыта исследователя.

Таким образом, приведенные виды обобщения и отображения социологических данных в принципе достаточно, чтобы решить задачи, возникающие в ходе опросов общественного мнения.

3.3. Интерпретация полученных данных

Интерпретация - это научная процедура, посредством которой в социальной действительности выделяются признаки социальных яв­лений (или чаще их классов), составляющие содержание данных по­нятий. Такие признаки называются индикаторами (показателями). Интерпретация является обычно составной частью процедур социо­логического наблюдения (если оно формализовано и осуществляется по определенной программе) или измерения. По своей основной на­правленности (от содержания понятий к эмпирическим явлениям).

В отличие от дефиниций, контекстуальных понятийных связей (логических методов раскрытия содержания понятия, его интенсио-нала), эмпирическая интерпретация, как и концептуализация, имеют практическую природу, иначе говоря, их эффективность может быть обоснована лишь последующими шагами исследователя, в конеч­ном счете - результатами всего исследовательского цикла. Для ин­терпретации (или концептуализации) не может быть построена дис­курсивная логическая последовательность действий, поскольку сама суть этих операций заключена в выходе за пределы логических свя­зей. Тем не менее интерпретация может иметь более или менее раз­витую логическую часть, обычно предваряющую собственно прак­тические шаги или действия. Степень развитости логического меха­низма интерпретации зависит от уровня абстрактности и степени об­щности понятий, вида эмпирического исследования, накопленного исследовательского опыта, стандартизации инструментов наблюде­ния или измерения. Практический механизм интерпретации уточня­ется на программной стадии исследования. При подготовке инстру-

ментов формализованного наблюдения или измерения определяется состав индикаторов, служащих эмпирическому обоснованию поня­тий, способ обоснования (методы записи, контроля и преобразова­ния информации, методы анализа), характер разделения труда меж­ду исследователем, вспомогательным персоналом (интервьюер, на­блюдатель, счетчик, эксперт, кодировщик, программист) и рес­пондентом (если используется саморегистрация).

Отношение между содержанием понятия и его эмпирическими индикаторами в гносеологическом плане раскрывается в диалек­тике общего и специфичного, абстрактного и конкретного. Любой набор индикаторов данного понятия рассматривается как выборка из всех возможных его индикаторов (универсума индикаторов, предметной области понятия, его экстенсионала). Индикаторы де­лятся на прямые и косвенные. Прямые индикаторы непосредственно характеризуют содержание понятия, косвенные, или сопутствую­щие, делают это в силу известной (практически доказанной) связи с интересующим исследователя свойством.

Для многих областей социальной реальности прямые индикато­ры либо отсутствуют (субъективный мир, явления индивидуальной психики, общественного сознания, традиционных общественных институтов и культуры), либо в силу своих масштабов выходят за пределы возможностей индивидуального наблюдения и подлежат косвенному измерению (степень бюрократизации общества, уровень преступности и т.п.). Эти обстоятельства, а также зачастую неопреде­ленность классификации индикаторов на прямые и косвенные в со­циологии приводят к необходимости использования множества ин­дикаторов при интерпретации ставят проблемы взаимозаменяемости индикаторов, их разной валидности. Отражением этих методологи­ческих проблем является стратегия особых средств измерения (тес­тов, индексов, шкалирования) в психологии, социологии и др. на­уках, а также особые требования к сравнительным, повторным и т.п. исследованиям, где возникает проблема сопоставимости данных /4/ . В каждом конкретном случае интерпретация осуществляется уси­лиями коллектива людей, опытными социологами. Она связывается с объективными и субъективными факторами, действующими в об-

следованной группе населения или регионе, опирается не только на итоги проведенного социологического исследования, но и на стати­стический материал, результаты других исследований. Одним сло­вом, на все то, что позволяет проверять и уточнять правильность интерпретации полученных результатов, усиливать степень обосно­ванности сформулированных на их основе выводов.

Таким образом, сами по себе полученные данные показателями не являются, а представляют собой лишь обобщенные по задан­ным логическим и математическим правилам числовые величины, которым еще только предстоит приобрести определенное смысло­вое содержание. Кроме того, каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с различных точек зрения. Поэтому социо­логические данные превращаются в показатель только в том слу­чае, если исследователь «вносит» в них содержательный смысл, то есть соотносит их с изучаемой проблемой, с наиболее важными сторонами объекта и предмета исследования.

Предмет: 

Тест тест