Вы здесь

Интервью

Интервью - это особый вид исследовательского общения с ин­дивидом, применяемый в качестве метода сбора информации. Ин­тервью применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии и др.

Интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Главное различие между ними со­стоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При ан­кетировании их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в ней вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний. Он формулирует ответ и фик­сирует его в анкете тем способом, который либо указан в тексте анкеты, либо объяснен анкетером. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследо­вателем, организует и направляет беседу с каждым отдельным че­ловеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

В прикладной социологии различают три вида интервью: форма­лизованное, фокусированное и свободное.

Формализованное (стандартизированное) интервью - эта самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом слу­чае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросниками и инструкцией, предназ­наченной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Иногда число вариантов возмож­ных ответов бывает довольно большим и на слух плохо восприни­мается. В таких случаях варианты ответов печатаются на отдельных карточках, которые вручаются респондентам для прочтения. Чтобы в последующем карточки было легче соотнести с вопросом, на них проставляются номера.

Вводная беседа с респондентом, переходы от одного раздела беседы к другому подробно разрабатываются исследователем и точно воспроизводятся интервьюером в ходе опроса. Если в про­цессе беседы возникает потребность объяснить респонденту неяс­ное слово или смысл вопроса, интервьюер не должен при этом до­пускать произвольного толкования, отклонения от смысла перво­начальной формулировки вопроса.

В ситуации формализованного интервью интервьюеру отводится по преимуществу исполнительская роль, а респондент должен вни­мательно выслушать вопрос и выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из набора, заранее продуманного исследовате­лем. В этой форме опроса влияние интервьюера на качество дан­ных может быть сведено к минимуму. Надежность получаемой ин­формации зависит в первую очередь от добросовестности и пункту­альности интервьюера.

Интервью с открытыми вопросами предусматривает несколько меньшую степень стандартизации поведения респондента и инте­рьера. Исследователь разрабатывает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность воп­росов и их формулировки в открытой форме, то есть без вариантов ответов. Интервьюер воспроизводит вопросы без каких-либо от­клонений от заданных исследователем формулировок, а респон­дент дает ответы в свободной форме. Задача интервьюера состоит в их полной и четкой регистрации.

Например, исследователю нужна информация о том, как сту­денты владеют навыками самообразования. Наряду со многими другими данными он должен собрать сведения о том, какими источниками пользуются студенты при изучении конкретной темы, об­ращаются ли они к учебникам, готовят ли конспекты и планы, под­бирают ли иллюстративные материалы, посещают ли библиотеку и др.

Первый вариант решения. Исследователь может разработать под­робный вопросник для стандартизированного интервью, исходя при этом из идеальной модели методики самообразования. Вопросы ин­тервью и варианты ответов на них будут включать детальные перечни всех форм и методов подготовки студентов к занятиям.

Знакомясь с этими перечнями, опрашиваемые укажут те мето­ды, которые они используют в своей работе, ответят, как часто они обращаются к тем или иным формам, что их больше привлекает, какие методы не удалось пока освоить и т.п.

Второй вариант решения. Теперь предположим, что исследова­тель для сбора той же информации использует интервью с откры­тыми вопросами. Перечень ответов к ним в этом случае не дается, и содержание ответов будет определяться уже не нормативными требованиями к методике самостоятельной работы студентов, а только собственными представлениями опрашиваемых о том, как следует, например, использовать иллюстративные материалы, ра­ботать с учебниками, то есть личной практикой студентов, связан­ной с подготовкой к занятиям.

Фокусированное интервью - это следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашивае­мого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конк­ретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респонден­тов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы: они читают книгу или статью, о которой пойдет речь, участвуют в работе семинара, методика и содержание которого будут затем обсуждать­ся и т. п. Предварительно заготавливаются и вопросы для такого ин­тервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому воп­росу должен получить информацию.

Свободное интервью. Этот вид интервью отличается минималь­ной стандартизацией поведения интервьюера. Он применяется в тех случаях, когда исследователь только приступает к определе­нию проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в условиях того района или предприятия, где будет проходить опрос.

Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется толь­ко тема интервью, которая предлагается респонденту для обсужде­ния. Направление беседы, ее логическая структура, последователь­ность вопросов, их формулировки - все зависит от индивидуаль­ных особенностей того, кто проводит опрос, от его представлений о предмете обсуждения, от конкретной ситуации интервью.

Эффект интервьюера. Интервьюеру присущи ответственность, социальная активность. Он обладает определенным уровнем зна­ний, культуры, необходимых для общения с людьми различного социального положения, возраста, образования, для того, чтобы запомнить и в разговорной манере воспроизвести текст интервью (часто довольно обширный), соблюсти разнообразные инструкции.

Контроль качества работы интервьюера. Наиболее распростра­ненная форма контроля качества работы интервьюера - выбороч­ное повторное посещение респондентов. Контролеры-Интервьюе­ры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервью­ер. Существуют исследовательские ситуации, в которых метод ин­тервью является уникальным и не может быть заменен анкетированием. Это зондажные опросы экспертов на подготовительном эта­пе исследования, когда разрабатывается модель изучаемого пред­мета и рабочие гипотезы. Это пробное исследование, когда прове­ряется качество методик сбора данных. Это опросы по таким те­мам и в таких условиях, когда необходим особенно внимательный контроль за ситуацией интервью. Метод интервью незаменим и в тех случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов такие терминов, которые могут представ­лять какие-либо языковые, смысловые или логические трудности для респондентов. В таких ситуациях без интервьюера не обой­тись.

Возможна смешанная стратегия использования методов опроса в рамках одного исследования. Так, на стадии опроса экспертов используется метод интервью, при опросе больших совокупнос­тей респондентов - анкетирование. После анализа результатов ан­кетирования выделяются отдельные группы респондентов, которые опрашиваются методом интервью по углубленной программе.

В последние годы в крупных городах, где достаточно высок уровень телефонизации, применяется телефонное интервью, пред­ставляющее собой одну из форм опосредованного опроса. Его ос­новные достоинства: оперативность и низкая стоимость. Оптималь­ное по продолжительности телефонное интервью - 10-15 минут, после этого интерес и внимание к опросу снижается.

Предмет: 

Тест тест