Анализ социологической практики показывает, что социологи чаще всего прибегают к использованию учебных игр типа: деловые, производственные (профессиональные); с элементами психологии (педагогической и социальной). Одним из них является си-нектика.
Метод синектики разработан в 50-70 -х годах в США У.Гордо-ном - президентом избретательской ассоциации в Кембридже и профессором Гарвардского университета. Термин «синектика» заимствован из греческого языка и означает соединение разнородных элементов различного происхождения, их сращивание, сочетание, переплетение и взаимоувязка.
По мнению У. Гордона научные открытия и технические изобретения в основном зависят от «инсайта», озарения и многие из них появились в результате неожиданной аналогии с природными или социальными явлениями. Гордон указывал на преимущества обыденного сознания, наивно-чувственного восприятия по сравнению с логическим мышлением.
Исходными теоретическими положениями синектики являются следующие:
- при создании нового, иррациональное играет большую роль, чем рациональное; эмоциональные компоненты важнее интеллектуальных; -с творческими способностями не рождаются - их нужно формировать и тренировать;
- творческий процесс целесообразно осуществлять в форме группового поиска;
- созидательная активность человека может быть увеличена путем сознательного использования психологических факторов и специальных приемов.
Сторонники методики считают, что сопоставляя условия исходной задачи с далекими, на первый взгляд, от нее системами и явлениями можно найти аналогии, часть которых окажется полезными для решения поставленной проблемы. Суть творчества, по Гордону, состоит в двух интуитивно совершаемых скачках: в переходе от необычного к известному (от неопределенности проблемной ситуации к имеющимся у человека опыта и знаниям) и в переходе от известного к необычному (от традиционных, устоявшихся воззрений к новому решению проблемы).
Оптимальная численность творческой группы - пять-семь человек. Большинство участников должно иметь опыт синектичес-кой работы. Необходим тщательный отбор «синекторов» в зависимости от их способности к групповому взаимодействию, гибкости мышления, разнообразия специальностей, широты эрудиции и опыта практической работы в нескольких областях, причастность к какому-либо виду искусства. В группе желательна контрастность психологических типов и дифференциация творческих ролей: фантазер, прагматик, эрудит, хранитель традиций. Лучший возраст синекторов - 25-40 лет. Руководитель рабочей группы должен уметь:
- осуществлять координацию работы всех участников; добиваться психологической совместимости членов группы, обладавших различными знаниями, подходами, темпераментами, чтобы они дополняли и уравновешивали друг друга;
- способность созданию душевного подъема, вдохновения, будить интуицию;
- организовать запись высказанных идей на магнитофон или в наглядной форме;
- выдерживать сроки отдельных этапов выполнения работы и очередность операций;
- выступать инициатором выбора пути и способов работы на «перекрестках» содержательного обсуждения.
Руководитель должен способствовать проявлению активности.
В ходе синектического сеанса инициатива может переходить от одного участника к другому.
Членам группы помогают преодолевать боязнь раскрыть друг перед другом «поток» своего сознания, в том числе свои глубоко личные мысли. Для этого им предлагается наблюдать за работой опытных синекторов и следовать их примеру. Участники работы, не стесняясь, думают вслух или ведут поиск в форме беседы.
Основная специфика метода в активном и сознательном использовании метафор и аналогий. В синектике выделяется четыре вида аналогий.
Первые аналогии. Материалом сравнения и источником идей служат биологические и технические системы.
Субъективные аналогии, при использовании которых проектанты путем эмпатии (вживания) перевоплощаются в объект обсуждения, отождествляя себя с ним и ищут решения как бы изнутри проблемы.
Символические аналогии. Это - поэтические метафоры и сравнения. Для их появления используется прием «блуждание мысли в поле культуры». Рекомендуется совершать воображаемые или реальные «прогулки» по библиотекам, музеям, антикварным лавкам, индустриальным объектам, урбанистическим ландшафтам, перелистывать случайно попавшие на глаза книги, журналы, совершать экскурсы в различные области политики, психологии , искусства.
Фантастические аналогии заимствуются из сказочного фольклора и научно-фантастической литературы. Максимальная продолжительность сеанса 90 минут, после этого устраивают продолжительный перерыв для восстановления творческого потенциала. Собственно работа с аналогиями и «принудительное сцепление идей», период «отчуждения», не должен превышать 30-45 минут, иначе может произойти перенапряжение психики.
Алгоритм поиска может быть различным. Обычно предлагают следующую последовательность шагов:
- формулирование проблемы;
- перебор банальных решений и отказ от них;
- приход к более глубокому пониманию проблемы;
- выделение противоречий, требующих решения;
- групповое снятие противоречий.
Ход обсуждения на сеансе обычно записывается на магнитофон. Это делается для того, чтобы научить членов группы распознавать признаки приближения к искомому решению, к инсайту. Удачно найденное решение вызывает у синекторов чувство удовлетворения, большой душевный подъем.
Метод синектики используется на промежуточных этапах проектирования для решения уже поставленных задач. Найденные решения носят, как правило, лишь общий характер и нуждаются в обработке. Метод способствует тренировке творческого воображения и ассоциативного мышления, хорошо комбинируется с другими методами.
К сложностям применения данного метода относится то, что профессиональная подготовка синекторов требует большого времени и связана со значительными материальными затратами. За рубежом обучение проводится на специальных курсах продолжительностью не менее одного года, где синекторы изучают правила работы и перестраиваются на особый образ мышления.