Опрос - метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства расследуемого происшествия, пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов.
Опрос как метод познания социальных явлений и процессов имеет в социологии давние традиции. Специфика метода опроса состоит в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существуют две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами, анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых респондентом вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию. Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетера и ли интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение каждой анкеты; ситуацией опроса, его условиями, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента над предложенными ему вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса. Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Основными видами опросных методов являются опрос и социологическое интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на:
- сплошные и выборочные (по масштабам охвата генеральной совокупности);
- индивидуальные и групповые (по процедуре проведения);
- массовые и экспертные (по глубине знания проблемы);
- устные и письменные (по форме проведения опроса и фиксации ответов);
- очные и заочные (по способу общения социолога с респондентом);
- одноразовые и многоразовые (по частоте проведения опросов);
- стандартизированные и нестандартизированные (по уровню стандартизации процедур опроса) /!/.
Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование.