Вы здесь

Микросоциологические теории

Теория социального обмена. Теория социального обмена, наи­более яркими представителями которой, являются Джордж Хоманс и Питер Блау, в противоположность структурному функционализ­му, исходит из предмета не системы, а человека.

Исходной единицей анализа Хоманс считает "элементарное со­циальное поведение", т.е. непосредственные контакты между ин­дивидами, и на этой основе стремится осмыслить функционирова­ние социальных систем различного уровня.

Наряду с Дж. К. Хомансом Питер Блау считается одним из со­здателей теории социального обмена. Он стремится придать постулатам теории обмена в боьшей мере социологическую ориента­цию, комбинируя их с категориями структурного функционализма и теории конфликта.

Символический интеракционизм. Создателем теории симво­лического интеракционализма является американский ученый Джордж Герберт Мид (1863-1931 гг.). Сам Мид считал свою соци­альную психологию - бихевиористской на том основании, что она начинается с наблюдения реального протекания социальных про­цессов. Мид рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в которых действует субъект (широко понимаемый как "живая фор­ма"), а мышление трактовал с точки зрения его инструментальной природы - как орудие приспособления субъекта к реальности. По Миду, общество и социальный индивид конституируются в сово­купности процессов межиндивидуальных взаимодействий.

Согласно концепции символического интеракционизма в изло­жении Герберта Блумера, люди действуют по отношению к объек­там, ориентируясь прежде всего на значения, которые придают этим объектам, а не на их субстанциональную природу.

Объект по Блумеру, - это прежде всего то, что он значит в ожи­даемом и реальном социальном взаимодействии, устойчивость моделей которого делает их привычными, т.е. превращает в соци­альные институты. Его понимание человеческих масс как элемен­тарной, спонтанно возникающей коллективной группировки сыг­рало большую роль как в концептуализации определений массо­вой коммуникации, так и теоретической ориентации исследований массовых аудиторий.

Теоретический гуманизм. Трактовка роли социологического знания о социальном изменении достаточно характерна для социо­логов нетрадиционного напрвления: А. Гоулднера, Р. Фридрихса и др. Они исходят из положения, что социальный мир изменяется потому, что человек его познает. Самые глубокие причины кризиса западного общества Гоулднер видел в деперсонализации человека, разрушении целостности и общезначимого взгляда на мир, анти-ноически-противоречивом отношении между знанием и властью. Фридрихс ввел в научный обиход термин "социология социоло­гии", ныне широко употребляемый. Он разрабатывает набор фор­мальных принципов диалектического мышления, с помощью которых стремится синтезировать различные социологические подходы в единую методологическую парадигму: понятие "социология соци­ологии" близко по содержанию понятиям рефлексивной социологии и метасоциологии, введенным Э. Гоулднером Феноменологическая социология.

В 60-х годах XX века среди социологов Запада резко повысил­ся интерес к работам немецкого философа феноменологического направления Э. Гуссерля и соответственно известное развитие получила так называемая феноменологическая социология. Боль­шое влияние на развитие феноменологической социологии оказа­ли труды австрийского философа Альфреда Шюца (1899-1959 гг.).

Шюц предложил собственную версию социологии понимающей, в которой проследил процессы становления человеческих представ­лений в социольном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъек­та, до высокогенерализованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном "вторичном" виде. Обыденный повседневный мир по Шюцу, является и высшей ре­альностью, наиболее важной для человеческого познания.

Наиболее своебразно положение феноменологической социо­логии Шюца были восприняты двумя различными школами. Пер­вую школу феноменологической социологии знания - возглавили Питер Бергер и Томас Лукман, а вторую, получившую имя "этно-методологии" - Гарольд Гарфинкель.

П. Бергера и Т. Лукмана отличает от Шюца стремление обосно­вать необходимость "узаконения" символических универсалий об­щества.

"Этнометодологи" полагают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причем представления эти органи­зуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения.

Предмет: 

Тест тест