Вы здесь

Программа прикладного социологического исследования

Программа прикладного социологического исследования содер­жит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явле­ния или процесса. Только продуманная во всех своих составных частях, программа социологического исследования может стать залогом его проведения на высоком уровне. Не случайно програм­му называют стратегическим документом исследования, ознакомив­шись с которым можно сразу понять концепцию всего исследова­ния, те намерения его организаторов, с помощью которых пред­принимается попытка осуществить анализ той или иной социаль­ной проблемы.

Программа социологического исследования включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следу­ющих вопросов:

- методологическая часть - формулировку и обоснование про­блемы, указание цели, определение объекта и предмета исследова­ния, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования;

- методическая часть - определение обследуемой совокупнос­ти, характеристику используемых методов сбора первичной соци­ологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на компьютере.

Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, но­сящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных общностей и институтов, принято называть социаль­ной проблемой.

В прикладной социологии используют, как правило, пять подхо­дов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости:

- от цели исследования;

- носителя программы;

- масштабов ее распространенности;

- времени действия противоречия; то есть нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального явления или процесса.

В процессе формулировки проблемы исследования надо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее. Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на вопросы о причинах проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на «много­проблемный» социологический анализ. В принципе же идти на изу­чение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесо­образно. Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его излишне громоздким и логически нестройным, что может снизить качество собираемой социологической информации. Во-вто­рых, теряется имеющая немалое значение оперативность исследова­ния, что приводит, в свою очередь, к старению социологических дан­ных, потере их актуальности, а порой и практического смысла иссле­дования в целом. И третьих, как показывает опыт, нецелесообразно, а порой и очень трудно одновременно изучать несколько проблем на одном и том же объекте.

Первое, с чего начинает социолог, разрабатывая программу, - это осмысление и анализ возникшей проблемы и формулирование проблемной ситуации.

Прикладное социологическое исследование чаще всего пресле­дуют практическую цель, ибо призваны дать информацию для вы­работки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы институци­ональных структур общества. Проблема исследования всегда пред­полагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана.

Объектом социологического исследования выступает носитель той или иной проблемы. Например, говоря об уровне знаний, мы подразумеваем, уровень знаний у определенной группы людей: студентов, молодых специалистов, пенсионеров и др. Все они мо­гут выступать в качестве носителя проблемы и стать объек­тами социологического исследования.

Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Предмет означает границы, в пределах которых конк­ретный объект изучается в конкретном случае. Чаще его глубины. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеоло­гического (логико-познавательного) и предметного характера.

Гносеологические проблемы - это проблемы, вызванные недо­статком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов. Здесь проблемы порождены недостатком знаний.

Предметными проблемами принято называть противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной группы населе­ния, социальных институтов, дестабилизирующие их жизнедеятель­ность и побуждающие к активным действиям.

По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-де­мографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных производствен­ных предприятий, государственных учреждений, учебных заведе­ний и др.

По масштабам распространенности проблема может носить общегосударственный, региональный или местный характер (быть ограниченной рамками города, поселка, городского района или мик­рорайона).

По времени действия противоречия проблема может быть крат­косрочной, среднесрочной и длительной. В качестве примера для первой назовем неудовлетворенность студентов формой учебы, эта проблема может быть разрешена за относительно короткий срок; для второй - проблему адаптации работников предприятий к но­вым условиям трудовых отношений в связи с переходом к рынку; для третьей - противоречия, порождающие жилищную проблему, девиантное поведение части населения и др. По глубине противо­речия различают, во-первых, проблемы одноплановые. Такая проблема затрагивает какую-либо из сторон социального явления или процесса. Например, альтернативность выбора того или иного бал­лотирующегося кандидата в государственные законодательные органы; принятие (непринятие) сельскими жителями идеи частной собственности на землю и др. Во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явле­ния или процесса. Скажем рост преступности в связи с изменени­ем характера экономических отношений в обществе, приобрете­нием массового характера таких ее элементов, как наркомания, ал­коголизм, проституция и др. В третьих, проблемы, порожденные противоречиями функционального характера, всего предмет име­ет сложную структуру.

Определив объект и предмет социологического исследования, необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель - это общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Четкая формулировка цели - это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования - это совокупность конкретных целевых установок, в которых фор­мулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы. В наиболее общей форме задачи любого ис­следования состоят в получении нового знания.

Каждый раз реализация той или иной исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов, применяемых исследователем. Набор этих методов, а точ­нее, общая направленность исследования могут быть заданы до его начала сформулированными гипотезами.

Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяс­нения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо под­твердить или опровергнуть.

Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формули­рует свои предположения в виде гипотез. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.

Задачи социологического исследования также условно делятся на основные и дополнительные.

Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам, а порой, если этого тре­буют задачи исследования, и другим характеристикам структуру изу­чаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название выборка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации.

Подготовка программы прикладного социологического исследо­вания - дело сложное. Оно должно осуществляться на высоком уров­не. После этого составляется рабочий план исследования.

Рабочий план отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического иссле­дования.

Структурными компонентами плана социологического исследо­вания выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответ­ствии с последовательностью их осуществления в четыре блока:

- в первом блоке определяются порядок обсуждения и утверж­дения программ и методического инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение коррективов по ито­гам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации; размножение инструментария для поле­вого исследования; составление сметы и расчет материальных и фи­нансовых затрат на исследование;

- во втором блоке в плане фиксируются все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение по­левого исследования, то есть массовый или групповой сбор пер­вичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предвари­тельное информирование опрашиваемых о целях, задачах и прак­тических «выходах» исследования, и централизованный сбор за­полненных анкет, бланков-интервью или других видов инструмен­тария;

- третий блок охватывает совокупность операций, связанных с

подготовкой первичной информации к обработке;

- четвертый блок включает все виды работ, связанные с анали­зом результатов обработки полученных данных, подготовкой тек­стов предварительного и итогового отчетов, аналитической запис­ки либо тематического сборника социальной статистики, выработ­кой практических рекомендаций, возможных прогнозов.

В ходе проектирования социологического исследования, поми­мо разработки программы и плана его осуществления гото­вятся также вспомогательные документы, делаются предвари­тельные расчеты временных, организационно-технических, мате­риальных и финансовых затрат в соответствии с имеющимися нор­мативами.

Таким образом, подготовка программы прикладного социоло­гического исследования требует высокой профессиональной ква­лификации и затрат времени. Иногда на ее подготовку уходит боль­ше времени, чем даже на само исследование. Но от качества про­граммы во многом зависит успех прикладного социологического исследования.

Предмет: 

Тест тест