Вы здесь

Социология образования

Образование - один из аспектов многостороннего процесса со­циализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. В Республике Казахстан на 2005-2010 годы разработана Государственная программа развития образования.

Целью Программы является модернизация национальной систе­мы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратеги­ческого плана развития Республики Казахстан до 2010 года для по­вышения качества подготовки человеческих ресурсов и удовлетво­рения потребностей личности и общества.

Основными задачами Программы являются:

- обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения;

- совершенствование нормативной правовой базы функционирова­ния национальной системы образования на основе дальнейшей де­мократизации управления образованием;

- воспитание казахстанского патриотизма, толерантности, вы­сокой культуры, уважения к правам и свободам человека;

- приоритетное развитие государственного языка;

- обновление содержания и структуры образования на основе отечественных традиций, мирового опыта и принципов устойчи­вого развития;

- переход на 12-летнее среднее общее образование;

- реструктуризация системы профессионального образования и подготовки кадров в соответствии с критериями МСКО;

- создание целостной трехступенчатой модели подготовки кад­ров (бакалавриат - магистратура - докторантура), основанной на аккумулирующей кредитной системе обучения;

- повышение качества подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров для всех отраслей экономики;

- интеграция с мировым образовательным пространством;

- создание национальной системы оценки качества образования;

- формирование единой образовательной информационной среды;

- совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса;

- укрепление материально-технической базы системы образова­ния;

- интеграция образования, науки и производства;

- создание механизмов, привлечения ресурсов секторов эконо­мики для повышения качества образования;

- повышение социального статуса педагогических работников, совершенствование финансового, кадрового обеспечения системы образования, подготовка менеджеров образования;

- обеспечение баланса государственного, общественного и личностного интересов в системе многоуровневого непрерывного образования.

Для реализации поставленных задач необходимо:

- трансформировать содержание образования от знание центрист­ского к «компетентностному», ориентированному на результат;

- привести материально-техническую базу, предметно-простран­ственную среду и учебно-методическое обеспечение организаций образования в соответствие с современными социально-экономическими условиями и требованиями учебно-воспитатель­ного процесса;

- усилить языковую, информационную, экологическую, экономическую и правовую подготовку обучающихся;

- усовершенствовать структуру и содержание профессиональ­ных образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней образования;

- обеспечить преемственность уровней образования по содер­жанию и продолжительности обучения.

Основным направлением повышения качества дошкольного вос­питания и обучения является создание условий для приобретения детьми основ личностной культуры, навыков, необходимых для обу­чения в школе, изучения государственного языка, интеллектуаль­ного и эмоционального развития детей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья.

В целях удовлетворения возрастающих потребностей населе­ния в услугах дошкольного воспитания и обучения необходимо создать нормативные правовые и финансовые условия для откры­тия и обновления материально-технической базы:

- дошкольных центров разного профиля (физкультурно-оздоровительные, гуманитарные, спортивные, эстетические, лингви­стические, экологические, по обучению

дошкольников, детей с ограниченными возможностями и т.д.);

- семейных детских садов;

- кабинетов коррекции и эксклюзивного образования;

- дошкольных мини-центров на базе общеобразовательных школ с группами кратковременного пребывания;

- детских яслей, детских садов, яслей-садов;

- комплексов «школа-детский сад»;

- предшкольных групп и классов на базе организаций образо­вания.

На местах управление и методическое обеспечение дошкольно­го воспитания должны осуществляться соответствующими специалистами в составе органов управления образованием.

Для научно-методического обеспечения качества дошкольного воспитания и обучения, соответствующего актуальным и перспективным потребностям общества, будет создан Республи­канский научно-практический центр « Дошкольное детство». Центр будет разрабатывать, и реализовывать стратегию развития дошколь­ного образования, исследовать и анализировать деятельность сис­темы дошкольного воспитания и обучения, разрабатывать государ­ственные стандарты, инновационные проекты, проводить экспер­тизу учебно-методических пособий, игрушек, игрового оборудо­вания и т. д.

Необходимо создать механизмы стимулирования долевого учас­тия работодателей в развитии сети негосударственных дошколь­ных организаций, а также открытия детских садов при крупных предприятиях.

В целях создания равных стартовых условий для обучения в шко­ле дети пятилетнего возраста будут охвачены программами пред-школьной подготовки на базе общеобразовательных школ и дошкольных организаций.

Содержание среднего образования включает в себя следующие образовательные поля: язык и литература, человековедение, обще-ствознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, физическое воспитание.

В среднем общем образовании будет осуществлен переход на 12- летнее обучение, предусматривающее три ступени.

I -ая ступень - начальное общее образование, продолжительность обучения 4 года, 1-4 классы. Начало обучения с 6 лет. Программа начальной школы направлена на формирование личности ребенка, выявление и развитие его индивидуальных способностей.

Содержание образования будет дополнено ранним (со 2-го клас­са) изучением иностранного языка и основ информатики.

Обучение и воспитание на 1-ой ступени ориентируются на фор­мирование положительной мотивации и умений в учебной деятель­ности: прочных навыков чтения, письма, счета, элементарного опы­та языкового общения, творческой самореализации, культуры пове­дения, основ личной гигиены и здорового образа жизни для последующего освоения образовательных программ основной школы. Обучение на 1-ой ступени завершается промежуточным контролем знаний учащихся и выборочной мониторинговой оцен­кой учебных достижений.

II -ая ступень - основное общее образование, продолжительность обучения 6 лет, 5-10 классы. Приоритетными направлениями функ­циональной деятельности основной школы являются освоение уча­щимися базисных основ системы наук, формирование у них высо­кой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределения личности и профессиональной ориентации. На данной ступени содержание каждого предмета логически входит в объем основного базового образования. Расширяется вариативная часть учебного плана для изучения учебных дисциплин по выбору, вводится предпрофильная подготовка.

После завершения II -ой ступени выявляются способности и уро­вень подготовки учащихся для выбора дальнейшего профиля обуче­ния на III -ей ступени среднего общего образования. Обучение на 11-ой ступени завершается промежуточным контролем знаний учащихся в виде централизованного тестирования для выявления способностей, наклонностей и степени усвоения пройденного ма­териала.

III -я ступень - среднее общее образование, профильное обуче­ние, продолжительность обучения 2 года, 11-12 классы.

Программы III -ей ступени среднего общего образования будут разработаны на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования. Принципиальным новшеством III -ей ступени является введение профильного обучения по социаль­но-гуманитарному, естественно-научному, технологическому и дру­гим направлениям для осуществления углубленной допрофессио-налъной подготовки учащихся.

Учащимся III -ей ступени предоставляется возможность выби­рать индивидуальные образовательные программы, в которых осо­бое место отводится творческой деятельности и развитию индиви­дуальных способностей. Обеспечивается переход от установки на приобретение знаний к овладению систематизированными пред­ставлениями о мире, обществе и человеке, умению и стремлению самостоятельно и творчески их использовать, расширять и углуб­лять.

Освоение образовательных программ среднего общего образова­ния завершается единым национальным тестированием.

Переход на 12-летнее образование будет осуществляться поэтап­но. В 2008-2009 учебном году первоклассники будут обучаться по новой программе. С 2009-2010 года начнется переход на 12-летнее образование 5 и 11 классов.

В среднем образовании необходимо:

- создание нормативной правовой базы перехода на 12-летнее обучение;

- усовершенствование базового и профильного содержания образовательных программ, разработка и экспертиза эксперимен­тальных учебных планов, учебников и учебно-методических ком­плексов;

- создание научно-методического центра «Учебник», задачами которого будут методическое обеспечение разработки и издания учебников и учебно-методической литературы, организация экс­пертизы учебной литературы для 12-летней школы;

- внедрение новых педагогических, информационных и здоро-вьесберегающих технологий обучения;

- создание системы внешней текущей и итоговой оценки учеб­ных достижений обучающихся;

- изменение принципов организации обучения и роли ученика в нем от пассивного «получателя» знаний, умений, навыков к ак­тивному субъекту познавательного процесса;

- четкое разграничение функций звеньев управления и их подчи­ненности путем разработки положения об областных и районных (го­родских) управлениях образования;

- создание системы вовлечения всего общества в процесс обсуждения ожидаемых результатов школьного обучения и путей их достижения на основе данных мониторинга;

- строительство общеобразовательных школ. Учебный процесс будет направлен на:

- формирование потребности и умения самостоятельно добы­вать и применять знания на практике, целенаправленное и систе­матическое приобщение к научным способам познания;

- развитие ученика как личности и субъекта деятельности, формирование жизненных ценностных ориентиров;

- воспитание уважения к национальной культуре и формирова­ние открытости по отношению к другим культурным истокам;

- формирование основных понятий рыночной экономики и каче­ства, умения применять их на практике;

- обеспечение предпрофильной подготовки на ступени основ­ного общего и профильного обучения на ступени среднего общего образования.

Новый государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования будет устанавливать систему национальных целей образования, ориентированного на результат в виде базовой компетенции выпускников.

Будут совершенствоваться формы и методы работы с одаренны­ми детьми, направленные на формирование интеллектуального по­тенциала Республики Казахстан, развиваться международные свя­зи в сфере образования.

Особое внимание будет уделено развитию сельских школ. Для полноценного и качественного проведения учебного процесса в ма­локомплектных школах совмещенные классы основного и старше­го звена будут постепенно сокращаться. В сельской местности предусматриваются строительство и открытие профильных школ-интернатов для детей из малокомплектных школ. Для создания от­крытой образовательной среды будут шире внедряться дистанци­онная и другие инновационные формы организации учебного про­цесса.

Будет сохранена и увеличена сеть специальных коррекционных организаций образования, расширен доступ к допрофессиональ-ной и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями, разработаны меры по государственной поддерж­ке интегрированного обучения лиц с ограниченными возможнос­тями, организации обучения детей, ранее считавшихся не обучае­мыми, совершенствоваться кадровое обеспечение специального образования.

Реализация программ коррекционно-развивающего обучения с раннего возраста детей с ограниченными возможностями создаст условия значительной части детей данной категории для обучения в обычных общеобразовательных школах.

Для развития дополнительного образования предполагаются ук­репление и развитие сети его организаций, совершенствование нор­мативной правовой базы, максимальный охват внеурочной деятель­ностью детей из социально незащищенных слоев населения и де­тей, склонных к девиантному поведению, создание условий для посещения организаций дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями.

К участию в развитии специального и дополнительного образования, будут привлекаться международные, неправитель­ственные организации, частный сектор.

Профессиональное начальное образование и часть среднего про­фессионального образования по техническим и сельскохозяйствен­ным специальностям будут трансформированы в техническое и про­фессиональное образование, которое будет являться составной час­тью системы среднего образования и обеспечивать подготовку чело­века к эффективной профессиональной деятельности на уровне тре­бований новейших технологий и рынка труда.

Техническое и профессиональное образование будет базовым уровнем системы профессионального образования и подготовки кадров и направлено на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов технического и обслуживающего труда по всем основным видам общественно-полезной профессиональной деятельности.

Техническое и профессиональное образование по сложности ре­ализуемых профессиональных образовательных программ подразделяется на:

1) техническое и профессиональное образование первой ступени, предусматривающее овладение умениями и навыками выполнения работ по несложным массовым профессиям технического и
обслуживающего труда, не требующих углубленной теоретической
и профессиональной подготовки.

Содержание образовательных программ первой ступени предус­матривает изучение интегрированных курсов по общеобразователь­ным, социально-экономическим предметам, являющимся профили­рующими для успешного освоения общепрофессиональных и спе­циальных дисциплин и приобретения профессиональных навыков. По завершении обучения присваивается достигнутый уровень про­фессиональной квалификации (разряд, класс, категория) по конкрет­ной профессии. Продолжительность обучения на базе основного общего образования составляет не менее 2 лет;

2) техническое и профессиональное образование второй ступени, предусматривающее овладение более сложными (смежными) специальностями и практическими навыками выполнения работ технического и обслуживающего труда во всех отраслях экономики, связанных с высокими технологиями и профессиональной деятельностью.

Содержание образовательных программ данной ступени предус­матривает изучение гуманитарных, экономических, общепрофесси­ональных, специальных дисциплин и выполнение практических ра­бот по приобретению и закреплению профессиональных навыков. По завершении обучения присваивается повышенный уровень профес­сиональной квалификации по конкретной специальности (техник-ме­ханик, техник-строитель и т.д.). Продолжительность обучения на базе основного общего образования составляет не менее 3 лет.

Содержание программ данной ступени будет гармонизировано с программами следующих ступеней образования.

Реализация образовательных программ специальностей культу­ры и искусства осуществляется с учетом принципа ранней профес­сионализации и особенностей содержания профессиональных про­грамм.

Для лиц, имеющих среднее общее образование, программы пре­дусматривают изучение общепрофессиональных, экономических и

специальных дисциплин, определяющих будущую профессиональ­ную деятельность по избранной специальности. Продолжительность обучения зависит от сложности программ и уровня присваиваемой квалификации.

Реализация отдельных программ среднего профессионального образования будет поднята на новый уровень - послесреднее про­фессиональное образование. Послесреднее профессиональное образование предусматривается как часть казахстанской системы профессионального образования и подготовки кадров для реализа­ции профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена, обслуживающего и управленческого труда преимущественно в области экономики, права, экологии, медицины, информационных технологий и инновационного менед­жмента и обеспечивается только на базе среднего общего образо­вания. Перечень программ послесреднего образования будет опре­деляться центральным исполнительным органом Республики Ка­захстан в области образования в соответствии с потребностями рын­ка труда. Продолжительность обучения - не менее 2 лет, на базе тех­нического и профессионального образования - не менее 1 года.

Содержание образовательных программ данной ступени предус­матривает изучение (наряду с профессиональными) ассоциирован­ных образовательных программ, включающих социально-гуманитарные и естественно-научные дисциплины, обеспечиваю­щих гармонизацию с образовательными программами 1-2 курсов бакалавриата высших учебных заведений.

По завершении обучения присваивается квалификация на уровне младшего специалиста обслуживающего и управленческого труда в области экономики, права, социологии, психологии, медицины и информационных технологий.

Для развития технического профессионального и послесредне-го профессионального образования предполагаются:

- развитие и расширение сети организаций профессионального образования через строительство, укрепление материально-технической базы за счет средств местных бюджетов и частного сектора;

- увеличение финансирования на профессиональное образова­ние и подготовку квалифицированных специалистов технического и

обслуживающего труда на региональном уровне и по остродефицит­ным, стратегического значения профессиям и специальностям из рес­публиканского бюджета;

- создание механизма стимулирования инвестиций частного сектора в сферу технического и профессионального, послесредне-го профессионального образования за счет системы льготного налогообложения;

- совершенствование нормативной правовой базы;

- разработка и внедрение учебников и учебно-методических комплексов специальных дисциплин;

- информатизация организаций технического и профессионально­го, послесреднего профессионального образования;

- гармонизация государственных общеобязательных стандартов профессионального образования с Международной стандартной классификацией образования (МСКО, 1997 год);

- внедрение кредитной системы обучения, гармонизация образовательных программ технического и послесреднего профессионального образования с программами высшего образо­вания;

- внедрение системы независимой оценки качества профессиональной подготовленности, присвоения и подтвержде­ния квалификации путем создания Республиканского и региональ­ных центров подтверждения и присвоения квалификации.

Подготовка квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда высокого качества создаст условия для ус­пешной реализации Стратегии индустриально-инновационного раз­вития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной Ука­зом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096, и послужит импульсом развития промышленности, строительства, малого и среднего бизнеса, сервиса и экономики в целом.

Организации образования, реализующие программы послесред-него профессионального образования, при наличии соответствую­щей учебной и материальной базы и лицензии могут реализовы-вать программы профильного обучения и профессионального тех­нического образования.

Для развития высшего образования предусматриваются:

- дальнейшее совершенствование классификатора специальнос-

тей высшего образования для устранения сегментации, узкопрофиль-ности, диспропорции и излишнего дублирования в подготовке кад­ров;

- разработка и внедрение прогрессивных систем и технологий обучения, в том числе кредитной и дистанционной;

- перевод магистратуры на послевузовский уровень;

- трансформация высшего и послевузовского профессиональ­ного образования в трехступенчатую модель: бакалавриат - маги­стратура-докторантура;

- разработка образовательных программ бакалавриата, гармонизированных с международными по структуре и содержа­нию;.

- повышение доступности высшего образования путем увели­чения количества образовательных грантов, создания новой моде­ли кредитования студентов;

- введение механизма распределения государственного заказа на подготовку профессиональных кадров среди лучших вузов стра­ны;

- развитие социального партнерства, привлечение работодате­лей для организации профессиональной практики, стажировок сту­дентов, трудоустройства выпускников;

- разработка нормативных правовых актов и организационно-эко­номических механизмов привлечения потенциала научных органи­заций для подготовки специалистов с высшим образованием;

- обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности вузов;

- укрепление и обновление материально-технической и учеб­но-лабораторной базы высших учебных заведений;

- усиление требований к вузам и филиалам в части кадрового обеспечения и материально-технической базы;

- формирование новых принципов управления вузами, основан­ных на стратегическом планировании, системе менеджмента каче­ства и повышении автономности;

- рост остепененности профессорско-преподавательского соста­ва вузов;

- создание условий для подготовки к аккредитации профессиональ­ных образовательных программ вузов в соответствии с требованиями

ведущих зарубежных аккредитационных агентств;

- создание условий для преимущественной подготовки кадров высшей квалификации по техническим специальностям, обеспечивающих реализацию Стратегии индустриально-инноваци­онного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы;

- упорядочение содержания и структуры заочного и дополнительного профессионального образования.

Вместо традиционной системы организации учебного процес­са вводится кредитная система обучения, которая стимулирует активную самостоятельную работу обучающихся, обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории, мобиль­ность, большую степень академической свободы бакалавров, ма­гистрантов и докторантов, способствует, признанию документов об образовании в мировом образовательном пространстве.

Содержание общеобразовательного компонента на первых двух курсах бакалавриата будет максимально унифицировано, а на после­дующих курсах бакалавриата подготовка будет осуществляться по базовым дисциплинам. В рамках вузовского компонента будет ре-ализовываться профильная подготовка.

Нормативный срок обучения по всем специальностям в бакалав­риате составляет 4 года, кроме медицинских и зооветеринарных специальностей. Освоение образовательных программ бакалаври­ата завершается итоговой государственной аттестацией с присвое­нием соответствующей академической степени бакалавра в той или иной области.

В дальнейшем бакалавр имеет возможность продолжить обуче­ние в 1-2-х годичной магистратуре.

В магистратуре подготовка будет проводиться по двум направле­ниям:

- профильная углубленная подготовка,

- научно-педагогическая подготовка.

Образовательные программы магистратуры предусматривают фундаментальную образовательную, методологическую и исследо­вательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по уз­ким направлениям науки.

Необходимо значительно увеличить объем средств на подготов­ку специалистов в магистратуре, а также обеспечить их эффективное использование.

Выпускникам магистратуры присваивается академическая степень «магистр». Магистры имеют право продолжить обучение в докторан­туре или заниматься научно-педагогической и иной трудовой деятельностью.

Докторантура станет завершающим образовательным уровнем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Срок обучения по докторским программам не менее 3 лет.

Лицам, освоившим программу докторантуры и защитившим док­торскую диссертацию, присваивается академическая степень доктора философии ( Ph . D ), при освоении профильной докторантуры - док­тора по профилю (медицины, музыки, образования, права и т.д.).

В докторантуру Ph . D трансформируются аспирантура, адъюнктура, соискательство, предоставление творческих отпусков, традиционная докторантура и все другие формы подготовки науч­ных и научно-педагогических кадров.

Докторские программы обеспечат оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью, получение широ­кой научной, образовательной и методологической подготовки, академическую мобильность преподавателей и научных работников.

Интеграция образования и науки продолжится в следующих на­правлениях:

- концентрация ресурсов на приоритетных научных направле­ниях; создание учебно-научных организаций, научных лаборато­рий в вузах и филиалов кафедр вузов в научных организациях, технопарков;

- совместное проведение научных исследований вузами и научными организациями, являющимися администраторами науч­ных программ.

В области подготовки, повышения квалификации и переподго­товки педагогических кадров предполагаются:

- восстановление и дальнейшее развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кад­ров вузов на базе ведущих университетов;

- обновление содержания образовательных программ педагогических специальностей, создание вариативных моделей обучения;

- -введение в программы подготовки педагогических кадров непрерывной педагогической и психолого-педагогической практи­ки на протяжении всех лет обучения;

- переподготовка учителей-предметников по сокращенным образовательным программам второй специальности, в том числе по государственному, иностранным и родным языкам, информати­ке, психологии;

- введение для будущих учителей педагогической стажировки от трех месяцев до одного года с независимой профессиональной оценкой уровня их подготовки;

- увеличение государственного заказа на подготовку специали­стов по педагогическим специальностям для работы в 12 -летней школе и организациях дошкольного, специального, дополнитель­ного общего и профессионального образования;

- разработка новой системы аттестации и переаттестации педаго­гов и руководителей, сертификации педагогической деятельности учителя;

- совершенствование механизмов стимулирования труда и закрепления педагогов на местах;

- осуществление переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей организаций образования с учетом но­вого содержания образования, изменения технологий обучения и методики преподавания;

- осуществление подготовки руководителей организаций образования по программам менеджмента в образовании;

- повышение квалификации и переподготовка преподавателей государственных высших учебных заведений на основе межвузов­ских, международных договоров и программ.

При подготовке педагогических кадров для дошкольных организаций будет предусмотрена возможность дополнительной специализации: педагогика-психология работы с детьми дошколь­ного возраста, менеджмент дошкольного образования, иностран­ный язык для детей дошкольного возраста, педагогика дополни­тельного образования.

Образовательные программы будут ориентированы на подготов­ку полиязычного учителя, владеющего инновационными педагогическими технологиями, навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, информационными и дистанционными тех­нологиями обучения.

Предмет: 

Тест тест