Вы здесь

Сословие

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами о обязанностями.

Права и обязанности каждого сословия определялись юри­дическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры меж­ду сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри со­словий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уров­ней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли зани­маться лишь дворяне.

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные бра­ки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мо­бильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правите­ля специальное разрешение. Класс понимают в двух смыслах — широком и узком. В широком значении под классом понимают боль­шую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в си­стеме общественного разделения труда и характеризующуюся спе­цифическим способом получения дохода.

Первую типологию классов США предложил в 40 -е годы XX века американский социолог Ллойд Уорнер:

- верхний-верхний класс включал так называемые «старые се­мьи». Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в при­вилегированных частях города:

- нижний-верхний класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему-верхнему классу, но не включал старые родо­вые семьи;

- верхний-средний класс состоял из собственников и про­фессионалов, которые обладали меньшим материальным достат­ком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах;

- нижний- средний класс составляли низшие служащие и ква­лифицированные рабочие;

- верхний-нижний класс включал малоквалифицированных ра­бочих, занятых на местных фабриках и живущих.в относительном достатке;

- нижний- нижний класс составляли те, кого принято называть «социальным дном» — это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощуща­ли комплекс неполноценности вследствие беспросветной беднос­ти и постоянных унижений.

Предлагаются и другие схемы, например:

- верхний-верхний, верхний-нижний,

- верхний-средний, средний-средний,

- нижний- средний, рабочий, низшие классы. Или:

- высший класс,

- верхний-средний,

- средний и нижний-средний класс,

- верхний рабочий и нижний рабочий класс, андеркласс. Вариантов множество, но важно уяснить себе два принципи­альных положения:

- как бы ни называли классы, но основных только три: богатые, зажиточные и бедные;

- неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.

Термин «верхний-верхний класс» означает, по существу, верх­ний слой высшего класса. Во всех двусоставных словах первое — обозначает страту или слой, а второе — класс, которому данный слой относится. «Верхний-нижний класс» иногда называют так, как он есть, а иногда обозначают им рабочий класс. Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего класса. Но и рабочий класс отличают от низшего, куда могут входить неработа­ющие, безработные, бездомные, нищие и т. д.. Как правило, высо­коквалифицированные рабочие включаются не в рабочий класс, а в средний,, но в низшую его страту, которую заполняют главным образом малоквалифицированные работники умственного труда — служащие. Возможен иной вариант: рабочих не включают в сред­ний класс, но оставляют два слоя в общем, рабочем классе. Специ­алисты входят в следующий слой среднего класса, ведь само поня­тие «специалист» предполагает как минимум образование в объеме

колледжа. Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном «профессионалы». Профессионалами за рубежом именуют людей, имеющих, как правило, университетское образование и большой практический опыт, отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим трудом и относящихся к так называе­мой категории самонанятых, т. е. имеющих свою практику, свое дело. Это юристы, врачи, ученые, преподаватели и т. д. Именоваться «про­фессионалом» очень почетно. Их число ограничено и регулируется государством. Так, лишь недавно социальные работники получили долгожданный титул, которого добивались несколько десятилетий.

Средний класс — уникальное явление в мировой истории. Ска­жем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфи­ческую функцию. Средний класс — стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут со­трясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкно­вение. И наоборот.

Средний класс — самый широкий потребительский ры­нок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. Как прави­ло, в средний класс входят те, кто обладает экономической незави­симостью, т. е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры.

Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводит­ся к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.

Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство оз­начает, что люди живут в условиях, при которых они имеют нерав­ный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие «социальной стра­тификации».

При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неодно­родности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной по­лезности.

Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие но и причина присвоения одними людьми влас­ти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков про-двинутости в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями.

В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды име­ют равные шансы занять властные, обладающие высокими прин­ципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.

Социальная стратификация обладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных об­ществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важ­ным критерием стратификации.

Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индиви­дуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Стратификация, как и любая другая наука, имеет свои формы. До сих пор мы говорили о неравенстве без учета его формы, между

тем от формы зависит и интенсивность стратификации. Теоретичес­кие возможности здесь колеблются от такой крайности, когда любо­му статусу приписывается одинаковое количество и того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном истори­ческом объекте.

Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны соци­альные слои, социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои составляют меньшин­ство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает « планку» содержательного труда на нижних ярусах про­изводственных позиций, социальная защищенность слабых, поми­мо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по своему идеальная модель, чем обыденная реальность.

Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимо­действию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмер­ной социальной дистанции между нею и большинством, Это озна­чает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с ос­тальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

Если богатство — признак высшего класса, то доход — поток денежных поступлений за определенный календарный период, ска­жем, за месяц или год — характеризует все слои общества. Дохо­дом называют любую сумму денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т. д. Даже милос­тыня нищих, добытая путем попрошайничества и выраженная в виде денег, представляет разновидность дохода.

Напротив, заработная плата характеризует не все слои населе­ния, а лишь те, что заняты в общественном производстве и отно­сятся к наемной рабочей силе. Богачи, как и все собственники, не входят в число наемных работников. Исключение представляют мелкие собственники, относимые к так называемым самонанятым. В семейном ресторане или отеле глава фирмы - одновременно собственник и наемный работник. Он трудится наравне со всем персо­налом, но в отличие от них он не работает на другого. Он трудится на себя, получая зарплату и часть прибыли. К наемным работникам не относятся также нищие. Они не заняты в общественном произ­водстве.

Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство на­селения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие — большинство населения. Последние могут распределяться по-разному.

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощу­щаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, из­менение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном простран­стве. Однако существуют перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Сложно определить изменение положения индивида в связи с рос­том престижа, увеличением или уменьшением возможностей ис­пользования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изме­нения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установ­ках, интересах и ориентациях.

В связи с этим важно определить, как осуществляются процес­сы перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название процессов мобильности.

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех соци­альных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низ­кие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей пред­ставителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи предста­вителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии рабо­тать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах,» помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социально­го класса в другой имеет значение «различие в стартовых возмож­ностях». Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные воз­можности для получения высоких должностных статусов. Поэтому официальная общепринятая точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое соци­альное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем пре­одоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает опреде­ленный период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной груп­пы включают в процесс мобильности. Согласно определению П.Со­рокина, «под социальной мобильностью понимается любой пере­ход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной соци­альной позиции к другой».

Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности. Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изу­чить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барье­ры и границы между группами и подниматься вверх, то есть повы­шать свой социальный статус. Это стремление достичь более вы­сокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида и связан с его по­требностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном ас­пекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном итоге силу,

с которой индивид стремится к достижению высшей социальной по­зиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе.

Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, нахо­дящийся в группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Индивид, стремящийся по­пасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и расходу­ющуюся на прохождения расстояния между статусами более высо­кой и более низкой групп.

Удачное прохождение барьера возможно только в том случае, если сила, с которой индивид стремится достичь высокого статуса, будет больше силы отталкивания. Измерив силу, с которой инди­вид стремится проникнуть в верхний слой, можно с определенной вероятностью предсказать его попадание туда. Вероятностный ха­рактер инфильтрации обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая скла­дывается из многих факторов, в том числе их личностных отноше­ний индивидов.

Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скорос­тью мобильности понимается вертикальная социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или полити­ческих, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Под интенсивностью мобильности понимается число индиви­дов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизон­тальном направлении за определенный промежуток времени. Чис­ло таких индивидов какой - либо социальной общности дает абсо­лютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численно­сти, данной социальной общности показывает относительную мо­бильность.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильнос­ти с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной

социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них, или в какой период мобильность по всем показателям выше.

Предмет: 

Тест тест