Когда объект социологического исследования насчитывает 500 и более человек, в основном применяется выборочный метод, теория которого заимствована из математической статистики. Процесс выборки основан:
- на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов;
- на правомерности выводов в целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре эта часть является микромоделью целого. Различаются выборки вероятностные и целенаправленные.
Репрезентативностью выборки называют ее способность правильно отражать состояние дел в той совокупности социальных объектов, из которой она извлечена и для изучения которой предназначена - генеральной совокупности. Репрезентативность обеспечивается двумя классами достаточно строго формализованных процедур: - дизайном выборки (стратегией и процедурами ее формирования); - расчетом ее минимального объема, который при выбранном дизайне способен обеспечить приемлемую точность результатов.
Дизайн выборки определяется характеристиками генеральной совокупности и целями исследования.
Генеральной совокупностью называется полное множество объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме. Строгое определение генеральной совокупности фактически формализует объект социологического исследования.
Генеральные совокупности делят на конечные и бесконечные, конкретные и гипотетические, однородные и неоднородные.
Для больших генеральных совокупностей удобнее применять метод механической выборки. В общем виде принцип механической выборки заключается в том, что все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Достаточно удобный и точный - это метод серийной выборки. Его суть заключается в следующем. Если имеется возможность «разбить» генеральную совокупность на однородные части (серии) по заданному признаку, то отбор респондентов может быть осуществлен из каждой серии отдельно. При этом число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.
Наряду с вероятностной выборкой в социологических исследованиях используется также и целенаправленная выборка, к которой неприменимы правила теории вероятности. Она осуществляется с помощью следующих методов:
- стихийной выборки;
- метода основного массива;
- метода квот.
Таким образом, выборку необходимо строить так, чтобы она была репрезентативна для объекта в момент опроса. Кроме того, выборка должна быть достаточно универсальной, чтобы обеспечить получение репрезентативной информации об исследуемом объекте.