Вы здесь

Выборочный метод в прикладной социологии

Когда объект социологического исследования насчитывает 500 и более человек, в основном применяется выборочный метод, тео­рия которого заимствована из математической статистики. Процесс выборки основан:

- на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных харак­теристик и признаков социальных объектов;

- на правомерности выводов в целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре эта часть является микромоделью целого. Различаются выборки вероятностные и це­ленаправленные.

Репрезентативностью выборки называют ее способность правильно отражать состояние дел в той совокупности социальных объектов, из которой она извлечена и для изучения которой предназначена - гене­ральной совокупности. Репрезентативность обеспечивается двумя классами достаточно строго формализованных процедур: - дизайном выборки (стратегией и процедурами ее формирования); - расчетом ее минимального объема, который при выбранном дизайне способен обес­печить приемлемую точность результатов.

Дизайн выборки определяется характеристиками генеральной совокупности и целями исследования.

Генеральной совокупностью называется полное множество объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме. Строгое определение генеральной совокупности фактически формализует объект социологического исследования.

Генеральные совокупности делят на конечные и бесконечные, конкретные и гипотетические, однородные и неоднородные.

Для больших генеральных совокупностей удобнее применять метод механической выборки. В общем виде принцип механичес­кой выборки заключается в том, что все элементы генеральной со­вокупности сводятся в единый список и из него через равные ин­тервалы отбирается соответствующее число респондентов. Доста­точно удобный и точный - это метод серийной выборки. Его суть заключается в следующем. Если имеется возможность «разбить» генеральную совокупность на однородные части (серии) по задан­ному признаку, то отбор респондентов может быть осуществлен из каждой серии отдельно. При этом число респондентов, отбирае­мых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.

Наряду с вероятностной выборкой в социологических исследо­ваниях используется также и целенаправленная выборка, к кото­рой неприменимы правила теории вероятности. Она осуществля­ется с помощью следующих методов:

- стихийной выборки;

- метода основного массива;

- метода квот.

Таким образом, выборку необходимо строить так, чтобы она была репрезентативна для объекта в момент опроса. Кроме того, выборка должна быть достаточно универсальной, чтобы обеспе­чить получение репрезентативной информации об исследуемом объекте.

Предмет: 

Тест тест